альфия пикулева
Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Весна лес наряжает и нас в гости приглашает»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 404»
Методическая разработка
Экологическая квест-игра
для детей старшего дошкольного возраста
«Весна лес наряжает и нас
в гости приглашает»
Авторы методической разработки:
Казакова Татьяна Вениаминовна
Пикулева Альфия Амерхановна
г. Пермь 2021 г.
Актуальность.
Публикация «Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста „Весна лес наряжает и нас в гости приглашает“» размещена в разделах
- Весенние квест-игры
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была и будет актуальна. Поэтому развивать экологическое мировоззрение, экологическую культуру нужно с самого раннего возраста. Существует множество проблем с экологией во всем мире, поэтому дети должны знать, как в этом можно помочь. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания. Все мы знаем, что маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Поэтому перед нами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы. Мы считаем, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы опыта: «Воспитание экологической культуры в ДОУ». Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как: формирование первичных представлений о живой и неживой природе; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников? Есть много эффективных методов и приемов: экологическая тропа, конкурсы рисунков и поделок, экскурсии, наблюдение, экспериментальная деятельность и т. д. А можно организовать систему приключенческих командных игр, в которой все участники будут находиться в гуще экологических приключенческих событий, и каждый ребенок будет осознавать, что именно от него, от его знаний, действий зависит успех команды!
Идея, организовать экологическую квест-игру, и привела к созданию данной методической разработки. Именно педагог должен приложить все усилия к тому, чтоб экологическое образование ребенка сегодня сформировало у человечества новое экологическое сознание в ближайшем будущем.
Цель: Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
1. Развивать у детей умение делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи между объектами природы.
2. Закрепить у детей знание о животных леса и растительности; Об изменениях в лесу весной; Как надо вести себя, чтобы не причинить природе вред.
3. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
4. Воспитывать уважение и умение прислушиваться к мнению других детей, умение работать в команде.
Форма проведения: экологическая квест – игра.
Предварительная работа: беседы с детьми, чтение рассказов, настольные игры экологического содержания, показ презентаций, загадки.
Оборудование: пазлы, подснежники, канат, «мусор», 2 ведра, 2 схемы «кто где живет?», 2 схемы поведения в лесу, крупно напечатанные слова пословицы «МНОГО ЛЕСА – НЕ РУБИ, МАЛО ЛЕСА – БЕРЕГИ, НЕТ ЛЕСА – ПОСАДИ»
Ход игры
Дети собрались около воспитателя.
- посмотрите ребята, я заметила какие-то зеленые листья, остатки цветов. Все это разбросано. Как- то странно это. Как вы думаете, кто бы это мог сделать? А если мы с вами пойдем и посмотрим кто это мусорит, да еще цветами и листьями. Вы согласны? Тогда идём. (по разбросанным листьям и цветам спускаются в зал).
Дети заходят в зал украшенный под лес (на экране весенний лес) а там Шапокляк под песню «Хорошими делами прославиться нельзя» ходит то муравейник распинает, то гнездышко в корзину положит.
Ш: А-а, какие прелестные детишки. Я вот только что нарвала целую корзину цветов и хочу вам их подарить (и дарит каждому ребенку по цветку). Вот держите.
В: Погоди Шапокляк это ведь подснежники
Ш: Да – да. Очень красивые. Вам тоже нравятся? А запах какой!
В:Ребята что вы скажите? Одобряете Шапокляк, она правильно сделала, что нарвала такой букет подснежников? (ответы детей)
Ш: Подумаешь какие умные. Еще ругаются. Вот и лесовичок меня отругал и какие – то слова мне оставил, говорит если я их правильно соберу, то стану гораздо умнее и узнаю какой - то секрет.
В: Давай мы тебе поможем.
Ш: Какие хитрые. Вот поиграйте со мной, а то мне скучно. Тогда отдам
В: Во как ребята. Что ответим Шапокляк? Да, согласны.
Ш: Только буду отдавать по одному.
В: Чтобы было интересно мы поделимся на две команды (делятся). Речь пойдет о том какие изменения в лесу бывают весной.
I
В: Игра первая – собери пазл и назови растение которое получилось
(два – пазла – подснежник и мать – и – мачеха).
Шапокляк отдает первое слово.
II
В:А сейчас загадки (воспитатель загадывает загадки о насекомых по 4 каждой команде). Дети отгадывают загадку и на экране появляется изображение этого насекомого. (Шапокляк пытаясь запутать детей называет неправильную отгадку).
В: Что происходит с насекомыми весной (дети отвечают, что они от тепла согреваются и вылазят из-под коры).
Шапокляк с недовольством отдает второе слово
III
В: Каждой команде дается схема кто где живет. Но художник допустил ошибку. Вы должны проверить и найти ошибку (лиса – нора, еж – под пеньком, волк – логово, заяц – куст, бобр – хатка).
Молодцы разобрались. Что весной происходит с животным миром в лесу (появляется потомство). Показ слайдов.
Ш: Надо же какие умные. Откуда вы все это знаете? (отдает 3 слово).
IV
В: Лес весной нельзя представить себе без птиц. А как же птицы встречают весну? (пением). Давайте послушаем и попытаемся отгадать какая птичка поет.
Каждой команде по 3 (кукушка, сова, синица, соловей, сорока, ворона). (Показ сладов с птицами).
V
В: Недавно я пришла на нашу реку Каму. И что там увидела. Вместе с льдинками по реке плывут бутылки, пакеты и другой мусор. Дети — это хорошо? Почему? Как это действует на обитателей рек?
Эстафета очистим реку от мусора (ребенок бежит с ведром берет мусор, бежит обратно, передает ведро следующему).
Ш: Быстро управились. Если уж вы такие умные расскажите о жизни рыб весной.
(Дети рассказывают, что вода теплеет, рыба ведет себя оживленнее и мечет икру из которой появляются маленькие рыбешки – мальки)
Шапокляк отдает 5 слово.
VI
Игра «Удочка». Кто задел удочку, не выходит из круга, а называет рыбу. (Показ слайдов).
Шапокляк удивляется и отдает 6 слово
VII
Детям выдаются иллюстрации с правилами поведения в лесу, но в них есть и неверные. Дети должны их исключить
Ш: Не люблю я эти правила. Это скучно
В:Ребята расскажите Шапокляк почему нужно выполнять эти правила (дети рассказывают).
Ш: Да я просто не знаю этого (отдает 7 слово).
VIII
Песня «Не обижайте муравья»
Ш: Какая чудесная песенка. Я так переживала за муравьишку. Ух, бы я этого кота
(отдает 8 слово).
Ш: Вы так меня порадовали. Столько всего знаете и меня многому научили. Я-то думала, что вы только озорничать да баловаться умеете. Берите последнее слово.
Дети складывают пословицу:
Много леса – не руби
Мало леса – береги
Нет леса – посади
В: Надо тебе Шапокляк объяснять значение этой пословицы?
Ш: Нет! Что вы. ,я ведь не глупая.
А за мои проказы простите меня пожалуйста. Я больше так не буду и другим не позволю.
Воспитатель обращает внимание на плакат на тему «Лес наше богатство»
Список литературы:
1. А. М. Федотова «Пермский край – мой родной край» Книжный мир Пермь 2001
2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. // «Просвещение», М. : 2000
3. Л. Б Фесюкова, О. О. Григорьева Комплексные занятия «Времена года» //ТЦ «Сфера» 2008
4. Быховский Я. С. «Образовательные веб-квесты» // Рассвет. - 2006
5. Т. Д. Нуждина Энциклопедия для малышей мир животных и растений. «Чудо всюду» // Ярославль академия развития, К (о) академия холдинг 2001
6. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. // С. -Петербург «Детство – пресс» 2001
7. Н. А. Рыжова Экологические рассказы, сказки и праздники «Не просто сказки» // Линка – пресс Москва 2002
8. Е. Чарушин «Рассказы про зверей и птиц» Школьная библиотека
Интернет-ресурсы:
o https://docplayer.ru/32318450-Ekologicheskiy-kvest-znatoki-prirody-detskiy-sad-2415.html
o https://ped-kopilka.ru
o https://scenary.ru
o Сто сценариев по экологии - https://ulyanovbib.blogspot.ru/2015/05/100.html