Людмила Кудряшова
Экологическая игра для учащихся 2–4 классов
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА
Цель: формирование экологических знаний, чувства ответственности за состояние окружающей среды, воспитание любви к природе, родному краю, развитие внимания и наблюдательности, сплочение детского коллектива.
Задачи:
- ознакомить с глобальными проблемами загрязнения планеты Земля;
- прививать экологическое мышление;
- сформировать основы экологической культуры;
- научить решать экологические задачи и проблемы;
- познакомить и развивать знания по разработке и составлению проектных работ.
Публикация «Экологическая игра для учащихся 2–4 классов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вступление.
Мы живём на самой красивой планете в солнечной системе
Везде на Земле присутствует жизнь!
На 98% планета состоит из серы, железа, магния, кремния, алюминия, кальция, никеля, водорода.
Диаметр планеты 12754 км, масса 6,6101 тонн
Атмосферный слой идеален.
Вода играет — стабильная температура на земле
На фоне негромко звучащей мелодии учащиеся читают стихотворение:
Показываем слайды
ЮЛЯ
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес -
Полно таинственных чудес.
САША.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветёт,
В степи ковыль, как нежный шёлк
Расчёсывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит -
КАТЯ
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки.
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источнике нарзан,
С полянки - земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
ДИМА
Ты - тоже часть её чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течёт,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.
- Дорогие ребята! Мы очень часто слышим и произносим слово «экология». Что же это за наука? – А это наука о взаимоотношениях в природе и об отношении к ней человека.
По-настоящему любит природу лишь тот, кто её знает и, конечно, понимает, кто её умеет видеть и слышать. А ведь, чтобы научиться этому, надо быть очень любопытным, любознательным и конечно, внимательным.
Итак, мы сегодня проводим игру, развлекательно – познавательную,которая научит вас быть таковыми.
Игра на экологическую тему " Понемногу обо всём", 7 станций, на каждой станции 5-7 минут, после возвращаемся домой.
-На первой станции
«Если сбились вы с пути»( 2 балла)
Задание – по лесным приметам нужно узнать направление к дому.
Приметы:
1. Вы в лесу немного заблудились, и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? (муравейник всегда находится с южной стороны от дерева или пня, у которого он расположен)
2. Перед вами только сосна и ель. Как сориентироваться? (смолы на стволе больше на южной стороне.)
3. Вам стал попадаться подорожник, значит …(где-то тропа.)
4. Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север, а где юг? (самая спелая ягода расположена на южной стороне куста.)
5. Можно ли по срезу пня определить где север, а где юг? (годовые кольца с южной стороны шире, а с северной уже.)
- А знаете ли вы, что родина картофеля - Перу и Чили? И рос он в диком состоянии. Позднее перуанцы стали сажать его у своих жилищ. Климат в Перу своеобразный: днем жарко, а ночью холодно. Индейцы замораживали по ночам картофель, а днем сушили его на солнце и называли «чунью», а клубни – «паппо».
А знаете ли, что когда –то
Жил человек пещерный в дебрях седых времен.
Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он.
Но вот однажды зверя к ужину не добыл
И по причине этой голоден очень был.
Стал он жевать коренья, листву, траву жевать.
Ведь неприятно как - то лечь, не поевши спать.
Минули уж столетья с тех давних забытых пор, И с ними овощи повсеместно соседствуют до сих пор
И полезны, и вкусны - ешьте овощи от души!
«Что растет на грядке?» читает Мурад
Что растет на грядке: огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп для приправы и для проб.
Есть редиска и салат - наша грядка просто клад…
Если слушал ты внимательно – запомнил обязательно.
Отвечай – ка по порядку: что растет на нашей грядке?
Игра со зрителем:
1 Рос ребенок - не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (капуста)
2. Орехи в земле, листья на земле (картошка)
3. Красная девица росла в темнице (морковь)
4. Сидит баба на грядках – вся в заплатках, кто заплатку оторвет, тот заплачет и уйдет (лук)
5. Лежит Егор под межой, накрыт зеленой фатой (огурец)
6. Растет на грядке зеленая ветка, а на ней – красные детки (помидор)
7. Кругла, да не луна, с хвостом, да не мышь, красна, а не девица (морковь)
8. Сидит титюшечка, ни зверь, ни птушечка. (лягушка)
9. Маленькая, легкая, а за хвост не поднимешь. (ящерица)
Собрать пословицу
Взгляни на цветок и, он согреет твоё сердце.
Большое дерево и от солнца и от ливня укроет.
Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
Возле леса жить - голоду не видеть.
Кто землю лелеет – того земля жалеет.
Без хозяина земля круглая сирота.
Лес да вода поле красит.
Накормишь землю – она накормит тебя.
Станция 2. Экологический светофор
Для проведения мероприятия используются вопросы на желтых, красных и зеленых карточках, которые кладут на разные столы. Учащиеся должны выбрать с каждого стола по одной карточке и ответить на выбранные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Зеленые карточки - помогаете природе.
Желтые карточки - вас предупреждает
Красные карточки - ясно, что вредите ей.
Вопросы на желтых карточках:
1. Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днем сидят детишки, играют и строят домишки. В чем тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу!
(Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице.)
2. Зайку серого найду, Принесу его домой - Будет этот зайка мой.
(Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.)
3. Завтра утром в лес пойдем И опята, и маслята, И груздочки соберем. Вот наелись мы, ребята!
Какую опасность таят в себе собранные самостоятельно грибы?
(Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов.)
4. Я кузнечика словил, В банку с травкой посадил. Пусть покажет, как трещит, Как усами шевелит.
(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных.)
5. Огонь траву с цветами вместе выжег Кусты спалил, в зеленый лес вошел. Он, как испуганная стая белок рыжих, Метался со ствола на ствол.
Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?
6. Бережливым будь с водой! Шевельни опять рукой И, как только воду взял, Хорошенько кран закрой!
Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана?
(Если вода капает, то 1-2 ведра в сутки. Если струйкой - 100 л в сутки.)
7. Зайдешь в лесную даль и глушь, Муравьиным спиртом пахнет сушь, В чаще муравейники не спят Шевелятся, зыблются, кишат.
Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейники?
8. Почему станции водозабора строятся выше по течению по отношению к предприятиям и жилым кварталам?
(Предприятия и стоки бытовых вод загрязняют воду.)
9. Красива обувь, суперсовременна Рифленая подошва, блеск! Прошли красивые ботинки Остался из песка и грязи след.
Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом помещении.
10. Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?
(Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают.)
Вопросы на красных карточках:
1. Ходим, ходим по лужку, Собираем по цветку: Красный, белый, синий цвет. Замечательный букет.
(Нельзя рвать цветы, так как растения не смогут размножаться.)
2. Вот как плачет травушка-муравушка. Притоптали меня, травушку, Притоптали меня зеленую, Да все детушки, да все малые, Во зеленом саду гуляючи, Бегая, играючи.
Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках?
3. Мы пыхтим и морщимся: - Что мы вам - уборщицы? Газон никак не подмету, Соблюдайте чистоту!
Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям?
(Пластиковые обертки не разлагаются, и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится.)
4. Убита белка! На снегу Она распластана лежала, Как будто все еще бежала. Да вдруг застыла на бегу.
Почему нельзя убивать животных?
5. Колкую, зеленую Срубили топором, Из лесу душистая К нам приходит в дом.
Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?
6. Какой вред приносит дым из фабричных труб?
(Кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы.)
7. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?
(Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается.)
8. Едем на автомобиле И гордимся, как красиво Позади клубится дым. Чих-чих-чих! Куда бежим?
Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?
9. Бутылки и банки бросаем в походе, Не разлагается мусор в природе. Пришли через год на полянку И обнаружили свалку.
Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?
10. Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат.
А ребята не лежат,
Ловят банкой лягушат.
Пусть живет лягушка в доме,
Здесь ей лучше, чем на воле.
Правильно ли такое утверждение? Докажите свое мнение.
(Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных.)
Вопросы на зеленых карточках:
1. Лес наш сказочно богат, Угощает всех ребят: Ваню - земляникой, Таню - костяникой, Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой, Катеньку - малинкой, Васю - хворостинкой.
Почему лес всех ребят угостил, а Васю - наказал?
2. Посадили деревце У себя во дворе, Пусть растет зеленое, Лист резной, лист резной. Поливаем деревце Часто, часто мы, Чтоб оно со временем Нам дало плоды.
Нужно ли сажать деревья, не дающие нам плодов: тополь, березу, клен, вяз, акацию? Почему?
3. Разведу я на окошке И душистые горошки, И фиалки, и герани. Вот попробуйте вы сами!
Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют? (Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии.)
4. В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный.
Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?
(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом' почву удобрениями и ядохимикатами.)
5. О чем поют воробушки В последний день зимы? -Мы выжили! -Мы дожили! - Мы живы! Живы мы! Как можно помогать выжить зимой птицам?
(Кормушки развешиваются по деревьям, корм. им регулярно подсыпается
6. Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось. деревьев?
(Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы.)
7. Почему в парке, в деревне желательно повесить скворечники или другие домики для птиц?
8. Воду носят все из лужи, Выливают в реку вновь. Что за шутки? Что им нужно? Что за рыбий огород?
(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения "Голубой патруль", возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли.)
9. Поливаем клумбы дружно. Траву выполем на спор. А зачем все это нужно? Чтоб красивым был наш двор!
Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?
(Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию.)
10. Принесли из леса шишки, Желудей несем мешок, От берез нашли сережки. Так зачем нам это впрок?
Почему необходимо собирать семена древесных пород?
(Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений.)
3 станция Станция художественная: "Мои соседи по планете"(домашнее задание)
Командам предлагалось выполнить на листах бумаги рисунки или раскраски на которых они должны изобразить своих соседей по планете (ведущий не уточняет, кого именно) и защитить свой рисунок.
4 станция Станция ситуаций
1)Друзья пошли в лес. Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, - предложил Толик.
- А зачем здесь? Пойдёмте вот под то дерево, там уютнее, - возразили девочки.
И мальчики пошли туда, куда они показали. Выкопали яму, а землю кинули подальше, чтобы не мешала. Что сделано неправильно, расскажи как надо делать.
2) Костя увидел в лесу гнездо. Расположено оно невысоко от земли. Ему стало интересно узнать, а что в нём находится? Он осторожно заглянул в гнездо. Там были маленькие, беспомощные птенцы. Очень уж хотелось мальчику взять их домой, но он этого не сделал. Что сделано неправильно, расскажи как надо делать.
3) Школьники были в походе. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха. А Шурик бродил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего. Он хотел завернуть банку и положить ее в рюкзак.
- Ну, чего ты носишься с этой банкой, - спросил его Олег. – Забрось её в озеро – и дело с концом. Что сделано неправильно, расскажи как надо делать.
Экологические задачи по классам.
2 класс
1)Юннаты должны посадить 25 деревьев, а посадили 18 деревьев. Сколько деревьев им осталось посадить? Ответ: 7 деревьев
2)В огороде 8 грядок с луком, а с морковью на 3 грядки больше. Сколько в огороде грядок с морковью? Ответ: 11 грядок
3)Высота березы 20 м, а дуба — 30 м. На сколько метров береза ниже, чем дуб? Ответ: на 10 метров
4)Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?
Ответ: 47 видов
3 класс
5)В 1984 г. в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране? Ответ: 193 заповедника
6)Клен выделяет в год 2кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клен. Сколько кислорода в год выделяет вяз? Ответ: 14 кг
7) Кедр живёт 300 лет, а лиственница – 500 лет. На сколько меньше живёт кедр, чем лиственница? На сколько лет лиственница живёт дольше кедра? (ответ: на 200 лет)
5 станция
«Живые барометры» (по 1 баллу за правильный ответ)
Предлагаю вам стать предсказателями: по состоянию природы – угадать погоду.
Приметы:
1. Багряные зори….(к ветру)
2. Утром туман стелется по воде….(к хорошей погоде)
3. Дым столбом (к морозу)
4. Утром на траве роса….(дождя не будет)
5. Длинные сосульки (к затяжной весне)
6. Вечером с реки поднимается пар (завтра пойдет дождь)
7. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет….(холодным)
8. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки (будет ясно)
9. Иней на деревьях (к морозу)
Грачи рано прилетели (весна теплая будет)
6 станция "Из какой мы сказки?"
Птицы и животные – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.
1) Вопросы викторины: За минуту каждая команда должна дать как можно больше правильных ответов на данные вопросы.
1. Название какого растения связано со звоном? (колокольчик)
2. Никто не пугает, а вся дрожит? (осина)
3. Какая птица самая маленькая в мире? (колибри)
4. Самое быстрое животное на суше? (гепард)
5. Каких птиц больше всего на свете? (домашних кур, воробьев)
6. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
7. Косой ли на самом деле заяц? (нет)
8. Кто сильнее лев или тигр? (тигр)
9. Где у кузнечика ухо? (на ноге)
10. Какого цвета хамелеон? (разного)
11. Какая трава самая высокая? (бамбук)
12. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (одинаковые)
13. Сколько ног у паука? (восемь)
14. Какие птицы ночуют в снегу? (куропатка, тетерев, рябчик)
15. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит.)
16. Глаза на рогах, а дом на спине. Кто это? (улитка)
17. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (пингвины)
18. Какое животное вылезает из кожи вон? (змея)
19. В пруду купался, а сух остался. (гусь)
20. Цветы ангельские, а когти дьявольские. (шиповник, роза).
1)У какой птицы мешок под клювом? (пеликан)
2)Что делает страус при приближении опасности? (прячет голову в песок)
3)Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц? (кукушка)
4)Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерев)
5)Самое большое в мире животное. (синий кит)
6)Самое большое наземное животное (слон)
7)Самый быстрый зверь (гепард)
8)Самая крупная птица в мире (страус)
9)Самая маленькая птичка (вес 2 г). (колибри)
10)Какая птица считается санитаром леса? (дятел)
2. Птицы и животные в сказках
1)Кто снёс яичко не простое, а золотое?
(Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
2)С какими птицами летала лягушка-путешественница?
(С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
3)Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос?
(Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
4)Какую птицу спасла Дюймовочка?
(Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
5)У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова?
(У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
6)Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
7) Кто же мог такое написать: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят»? (С. Михалков.)
8) Каких котов знают все американские дети?
(Тома из мультсериала «Том и Джерри»; кота Гарфилда из мультсериала «Гарфилд и его друзья».)
8) Какое речное животное пропагандировал Дуремар?
(Медицинскую пиявку.)
9) Какие насекомые не захотели поделиться с Винни-Пухом своим продуктом? (Пчелы.)
10) В каком рассказе Н. Носова головной убор благодаря животному начинает двигаться? («Живая шляпа».)
7 станция Музыкальная.
Заключение.
1 уч.
Вот так дела-то обстоят
На шарике земном.
И надо срочно мир спасать,
В котором мы живём.
Весь дом почистить и помыть
И впредь законом запретить
Неубранную грязь.
2 уч.
И в школе учат нас не зря,
Тут вся надежда на тебя.
Мы начали, ты продолжай,
Ни перед чем не отступай,
Ни перед жадностью толпы,
Ни перед подлостью войны,
Ни перед глупостью людской.
Да сохранится шар земной!
Марафон заканчивается флэшмобом в исполнении учащихся начальных классов.