Ирина Семеновых (Фитина)
Проект для дошкольников 5–6 лет «Откуда к нам бежит вода»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА «ЛАБОРАТОРИЯ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»
ПРОЕКТ «ОТКУДА К НАМ БЕЖИТ ВОДА?» Авторы проекта И. А. Семеновых (Фитина, Л. М. Гриб
Проект : среднесрочный (январь - март)
Тип: практико-ориентированный
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы – 2 человека, дети средней группы – 5 чел., взрослые – воспитатели – 2 чел. : Гриб Л. М, Семеновых (Фитина) И. А.
Название команды: «Эврика»
Девиз: «Не смотри, что ростом мал,
Публикация «Проект для дошкольников 5–6 лет „Откуда к нам бежит вода“» размещена в разделах
- Вода в нашем доме, кране. Водопровод
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Я же ученым стал!»
Проблема: дети задали вопрос, откуда в кране берется вода, как она туда попадает, и почему из-под крана вода питьевая, а из озера, речки или моря ее пить нельзя.
Гипотеза:
- Если вещество поместить в воду, то оно растворится и изменит свойства воды.
- Если вещество не растворится, то и свойства воды останутся прежними
- Загрязненную воду можно отфильтровать
- Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Каждый человек должен беречь воду!
Формы реализации проекта :
- Непосредственно образовательная деятельность (совместную деятельность взрослого и детей, продуктивная деятельность).
- Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность в предметно – развивающей среде (самостоятельные опыты,
- Взаимодействие с семьей
Направляющие вопросы:
Основополагающий вопрос: что такое вода?
Проблемные вопросы: откуда вода поступает в кран?
как вода становится пригодной для питья?
сможем ли мы прожить без воды?
как вода влияет на жизнь на земле?
Исследовательские вопросы:
каковы основные функции воды?
что происходит с водой зимой?
что происходит со льдом и снегом в помещении?
как образуется снег и дождь?
Цель проекта : становление у детей научно-познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле.
Задачи:
- сформировать систему элементарных научных экологических знаний о воде и ее свойствах, состояниях вещества
- развитие любознательности
- расширять и уточнять представление о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (загрязнение воды) и поведения (закрывать кран после пользования водой, не мусорить вблизи водоемов, выкидывать мусор в контейнеры, а не ставить рядом)
- формировать умение устанавливать причинно-следственные, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;
- сформировать первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения
- закреплять умение детей работать согласованно, развивать чувство коллективизма.
Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «здоровье», «безопасность», «социализация», «чтение художественной литературы», «музыка».
Использование игр-ТРИЗ: Круги Луллия, «Составь вопрос для Эврики», Лото «Опиши объект», «Рыбалка», «Опиши объект по признакам», «Рыбки играют, рыбки сверкают».
Продукты проекта :
- картотека опытов «Вода – объект неживой природы»,
- создание лаборатории Эврики
- газета «Природа – наш дом, не мусори в нем!»
-памятки «Берегите воду!», распространение памяток по образовательным учреждениям ГО ЗАТО Свободный,
- альбом обратной связи (взаимодействие с родителями) «Поделимся опытом»,
- плакат «Откуда берется вода»,
- альбом «Вода в природе»,
- альбом «Энциклопедия морских животных в картинках»,
- папка – передвижка «Эксперименты в группе»,
- клип «Защищайте, люди, красоту планеты!»
Этапы проекта :
Подготовительный этап.
- Постановка и обсуждение целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта. Накопление информации по теме проекта
- Изучение методической литературы
- Составление перспективного плана
- Обновление предметно-развивающей среды
- Подбор игр
Основной этап.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта
1. Определяем состояние погоды (нет ли снега, дождя, светит ли солнце?
2. Выясняем, где в природе можно встретить воду (ручьи, снег, лужи, дождь, пруд?
3. Выносим предположения – откуда вода появляется в кране : из пруда?
4. Вода в пруду грязная, а из крана течет – чистая, как и чем ее очищают?
Рефлексивный (заключительный) этап.
Сбор и обработка практических материалов. В основе заключительного этапа лежит создание клипа «Защищайте, люди, красоту планеты!». Закреплены знания о свойствах воды.
Ожидаемый результат: сформированность у детей ключевых компетенций, представлений о свойствах, воды, ее значении для живого, использование воды человеком, бережного отношения к природным ресурсам.
Перспективный план проекта «Откуда к нам бежит вода»
№ Формы и методы работы ответственные Сроки проведения
Подготовительный этап
1 - Изучение методической литературы
- Составление перспективного плана
- Обновление предметно-развивающей среды
- Подбор игр
Воспитатели, родители ЯНВАРЬ
Основной этап
(Беседы, НОД, привлекались родители к участию в проекте (экспериментирование дома, пополнение лаборатории приборами и материалами)
2 Образовательная область «Познание» : проведение опытов и экспериментов в лаборатории Эврики «Капельки», игра «На что похожа капелька?», игра «Отгадай-ка!»,«Узнаем, какая вода», «Окрашивание воды», «Очистка воды», «Снег – какой он», «Поплывет – не поплывет», «Три состояния вещества - вода», «Вкус воды», «Вода прозрачная и мутная», «Протекание воды через песочный фильтр» и т. п., игра «Что случится, если исчезнет вода?» (ТРИЗ, игры с водой «Какие разные бутылочки», «Жур-Жур», «Кап-Кап», рассматривание на глобусе океанов, морей, озер, рек с целью расширения знаний об их географическом положении, чтение стихотворений и рассказов о воде, разучивание пословиц, потешек, отгадывание загадок.
ФЕВРАЛЬ
3 Образовательная область «Чтение художественной литературы» : чтение русской народной сказки «Снегурочка», заучивание стихотворений о воде
Воспитатели ФЕВРАЛЬ
4 Образовательная область «Музыка» : прослушивание музыкальных произведений: «Ручеек» Э. Грига», «Аквариум» К. Сен-Санса, «Океан-море синее» Н. А. Римского-Корсакова
Воспитатели ФЕВРАЛЬ
5 Образовательная область «Социализация», «Труд» : организация дежурства по уходу за комнатными растениями – полив, уход за огородом на окне
Воспитатели ФЕВРАЛЬ
6 Образовательная область «Здоровье» : подвижные игры «Море волнуется…», «Мы - капельки», «Ручеек»
Воспитатели ФЕВРАЛЬ
7 Образовательная область «Безопасность» : беседы «Наши потребности», «Необходимые для жизни водные ресурсы», «Не загрязняй водоемы», «Почему нельзя пить воду в природе?»
Воспитатели
ФЕВРАЛЬ
8 Образовательная область «Художественное творчество» : рисование нетрадиционным способом (выдувание) «Волшебные пузырьки», НОД в рамках недели «Всемирного дня Земли и водных ресурсов» :
- художественное творчество – лепка «На дне морском», «Плавают по морю киты и кашалоты», аппликация «По морям, по волнам «Морские коньки играют в прятки», рисование «Крошки - осьминожки», «Рыбки играют, рыбки сверкают», конструирование «Колодец» Воспитатели
ФЕВРАЛЬ
Образовательная область «Коммуникация» : беседы: «Зачем вода человеку нужна?», «Как вода попадает в кран?», драматизация сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», НОД в рамках недели «Всемирного дня Земли и водных ресурсов» :
- коммуникативная деятельность – развитие речи «Кто живет в воде», «Пришла весна, потекла вода». Воспитатели
ФЕВРАЛЬ
9 Совместная деятельность родителей и детей «Проведение опытов дома», создание папки «Обратная связь» Родители МАРТ
Рефлексия (заключительный этап)
10 Создание клипа «Жизнь невозможна без воды» Родители, воспитатели МАРТ
11 Картотека опытов «Вода – объект неживой природы»
Создание лаборатории Эврики «Капельки»
13 Памятки «Берегите воду», распространение памяток по образовательным учреждениям ГО ЗАТО Свободный
14 Газета «Природа-наш дом, не мусори в нем!»
15 Папка – передвижка «Эксперименты в группе»
16 Альбом обратной связи (взаимодействие с родителями) «Поделимся опытом»
Объект исследования – снег, взятый в разных местах: в лесу, возле дома, в городе.
Предмет исследования – механические примеси, обнаруженные после фильтрации растаявшего снега.
Цель исследования – определение местности, более благоприятной в экологическом отношении, через определение чистоты снега, взятого в разных местах.
Гипотеза исследования – наиболее чистый снег можно найти в лесу – вдали от автомагистралей, заводов, домов, людей. Значит в лесу и в нашем городке чище, чем в больших городах.
Практическая значимость – получение знаний о загрязнении снега и невозможности употребления талой воды в виду её сильного загрязнения.
Задачи исследования:
1. Изучение водоворота воды в природе, превращения снега в воду.
2. Сравнить степень загрязнения снега, взятого в разных местах.