Ирина Дмитриева
Эйдетика — работа с одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Эйдетика - это приёмы развития памяти через образное и ассоциативное мышление.
Методика основана на запоминании информации с помощью зрительных впечатлений, которые помогают удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления.
Для современного человека существует огромная потребность в эффективной и быстрой обработке информации. Требуется прочитать огромное количество книг, чтобы быть успешным в этой жизни, следовательно, увеличились и объемы информации хранящиеся в нашей памяти.
Подробно пересказывать тексты, параграфы, истории.
Запоминать лица, имена, профессии.
Публикация «Эйдетика — работа с одаренными детьми» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Учить стихи без зубрежки.
Помнить дни рождения, даты, номера машин и телефонов, формулы, сложные комбинации чисел.
Запоминать правила и теоремы, географические названия.
Запоминать любую необходимую информацию.
Эйдетика хорошо увеличивает творческий потенциал. Ребёнок по-новому начинает относиться к окружающей среде и к самому себе, выполняя упражнения в формате простых и увлекательных игр.
Немного истории…
В переводе с греческого «Эйдос» - обозначает «образ».
Термин «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученным Виктором Урбанчичем в 1907 году, который выяснил, что это специфический вид памяти, который способен на образном уровне воспроизводить предметы или явления.
В России в 20х и 30х годах изучением и применением этого вида памяти занимались ученные Лев Семенович Выготский, Александр Романович Лурия, Павел Петрович Блонский и другие.
В 1989 году в России открылась первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель - Матюгин Игорь Юрьевич доктор педагогических наук, который разработал основу эйдетики.
… А теперь наука
• Эйдетика - это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.
• Эйдетика - это характер памяти, основанный преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ, воспринятого раннего явления или предмета.
• «эйдетизм» - разновидность образной памяти, которая является естественной, удобной, да и просто необходимой способностью очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия.
Надо ли развивать одаренного ребенка?
А что же по поводу одаренных детей говорят современные исследователи? Большинство из них рекомендуют поддерживать гармоничное развитие личности. Иными словами, если вы видите, что ваш трех-четырехлетний ребенок проявляет явные способности в какой-то одной области, оставьте пока эту область в покое и займитесь всеми остальными, где его успехи не так очевидны.
Представьте себе, что ваш ребенок — это дом. Не трогайте те окна, которые сами открылись, и займитесь теми, которые еще закрыты. Например, если у трехлетнего малыша абсолютный музыкальный слух, но он почти не рисует и слабоват физически, предоставьте ему достаточное количество музыкальных инструментов (трещотки, свистки, дудочки, барабаны, колокольчики, "поющий ветер" и т. д.) и возможность слушать самую разную музыку, а потом пристройте его куда-нибудь на физкультуру и на занятия в изостудию. Опытный педагог и хорошая компания могут значительно стимулировать его интерес к рисованию. Даже если в будущем он станет музыкантом, хорошая физическая форма, а также умение "смотреть и видеть" ему очень пригодятся.
Игры основанные на методах эйдетики
Все обучение должно проходить в игре. Вот как сказал об этом Сухомлинский Василий Александрович - «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка…Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Все игры имеют общую задачу - развитие образной памяти, внимания, мышления, воображения и т. д. Игры подобного плана очень нравятся детям, они с удовольствием находят правильные ответы на поставленные вопросы.
Ключевые приёмы эйдетики
• Зрительная прорисовка
Этот метод хорош для запоминания цифровых и буквенных обозначений – как раз для высшей математики, что начинается уже с начальной школы! Его изюминка состоит в том, что к контурам любого символа добавляются детали и одним движением мозговой извилины с маленькой долей фантазии сухой знак превращается в предмет.
У меня нолик – это зеркало.
Из единицы вышла ёлка.
Из двойки – всеми любимый лебедь.
Тройка превращается в змею.
Четвёрка стала парусником.
Пятёрка – морским коньком.
Из шестёрки я сделала весёлого кита.
Семёрка – это бумеранг.
Восьмёрка похожа на снеговика.
А девятка – это воздушный шарик.
Рисуя такие заколдованные цифры и буквы, дети потом их видят в окружающих предметах
• Мысленная прорисовка
Она служит для запоминания томов Пушкина и ему подобных любителей писать многостраничные поэмы, которые потом дети в школьном возрасте учат. Заключается этот метод в предварительном погружении в атмосферу стиха. Возьмём, для примера, того же Александра Сергеевича и представим дуб, русалку, ходящего по ювелирному украшению кота, богатырей и создадим ассоциативный ряд.
Запоминание точной информации
Этот метод развития эйдетической памяти разделён на приёмы.
• Мнемоника
Такая специальная техника, что даёт возможность запоминать незапоминающееся через изменение вида информации. Яркий пример мнемоники – возможность выучить цвета радуги через всем известную поговорку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».
• Цепная реакция
Это построение ассоциативных цепочек, когда из одного образа выплывает другой, помогая воспроизвести правильную последовательность.
Вот, например, задание: запомните 12 слов
Огурец-лодка-комар-конверт-трубочка-гусеница-книга-рис-фонтан-машина-фара-медведь.
Для этого придётся составить свой видеофильм. Вот я разрезаю огурец, сделав из него лодку, в которую попадает комар. Комар прячется в конверт, который уносится ветром, на пути сворачиваясь трубочкой в виде гусеницы. Она приземляется в книгу, на страницах там много слов «рис». Рисинки высыпаются из книги, как фонтан и попадают в проезжающую машину, разбивая ей фары. Один осколок от фары очень похож на медведя. Вот такой у меня фильм.
• Акровербальная техника
Такие приёмы, которые преобразуют материал в интересные стишки и песенки, позволяющие легче запоминать. Акровербальные преобразования особенно популярны при изучении детьми в школьном возрасте иностранных языков, когда не даются для запоминания чужестранные слова. Для других случаев есть тоже такие приёмчики хорошие. Ну вот, например, с детьми дошкольного возраста учим дни недели:
В зоопарке крокодил
В гости каждый день ходил:
В понедельник к мишке
А во вторник к мышке,
В среду к льву, в четверг к бобру,
В пятницу к двум кенгуру,
К буйволу ходил в субботу,
В воскресенье - к бегемоту.