Приложение МААМ

Эйдетика как эффективный инструмент развития речи дошкольников

Мария Тронева
Эйдетика как эффективный инструмент развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В период моей работы в ДОО я столкнулась (с моей точки зрения) с глобальной проблемой – подавляющее большинство детей имеют задержку развития, дети приходят в детский сад, не имея даже зачатков навыков общения. В 3-4 года многие дети не умеют строить простейшие речевые конструкции, они обращаются друг к другу или ко взрослому при помощи междометий, жестов, мимики. Даже самые простые предложения, состоящие из двух-трех слов, могут озвучить далеко не все!

Темочки:

И в рамках дошкольного учреждения каждый детский сад решает это при помощи различных программ и методик. Одно из направлений, в котором работает наш детский сад – эйдетика - специфический вид памяти, которая «работает с образами», что помогает легко запоминать предметы или явления.

Новизна этой методики заключается в том, что, она обладает комплексными свойствами: у детей формируется способность быстро запоминать информацию, развиваются каналы восприятия информации, дети приобщаются к деятельности, становится свободнее их общение со старшими и сверстниками.

Как строится работа. В игровой форме детям предлагается составить различные ассоциации. Вот несколько вариантов которые мы рассмотрим.

- цветовые ассоциации: детям предоставляются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но это не изображения предметов или явлений, выполненных в цвете. Воспитатель показывает картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого - выбрать среди картинок разных предметов именно то изображение, которое у него ассоциируется с заданным цветом. Задача ребенка - постараться обосновать свой ответ.

Например: «Вот красный цвет. О чем вы подумали?»

«Я подумал о помидоре (флаге, мяче)»

Можно изменить ход игры: предложить ряд предметных изображений, задача ребенка выбрать цвет, с которым ассоциируется предмет и почему. «Апельсин – оранжевый, как лиса!», сказал мне однажды мальчик

- следующие ассоциации, ассоциации связанные с геометрическими формами: детям предоставляются карточки с изображениями геометрических фигур и различных предметов. Задача детей - выбрать предмет или предметы, которые ассоциируются с заданными геометрическими формами.

- очень интересно детям играть в звуковые ассоциации: здесь применяются аудиозаписи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, относящихся к разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть другой способ использования звуков: положить в мешочки или коробочки различные предметы, порождающие звуки.

Например: в одном мешочке находится бумага, в другом - монеты, в третьем - камешки, и тому подобное. Ребенку предлагается ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка, (допустим с бумагой, предлагается выбранный звук, после чего он отвечает: о чем он подумал, услышав этот звук? (я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Перед ребенком не ставится задача отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков.

Кроме того, можно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Например: предлагается звук момент: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» При этом необходимо спрятать источник звука.

- можно включать в работу игру с обонятельными ассоциациями: но обонятельный анализатор нужно применять особенно осторожно в силу того, что сейчас много детей аллергиков. В этой ассоциации можно использовать коробочки с разными ароматами: духов, шоколада, цитрусовых, мятным ароматом, ароматов трав, специй.

- вкусовые ассоциации тоже очень нравятся детям, и мы часто родителям рекомендуем поиграть с детьми дома. Заключается игра в следующем: детям предлагается попробовать на вкус продукт и задается вопрос: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное, хрустящее, сочное, твердое, и т. п.

- предметные ассоциации: этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов между собой, или с их признаками. Для использования этого приема, нужно иметь набор разных предметов: нитку, трубочку, кусок бумаги, кусок ткани, шишку, каштан, камень, ракушку, монету, пуговицу.

Например, берется нитка и спрашивается: «Длинное и гибкое. О чем вы подумали?» Или можно держать предмет (монету) и задать вопрос: «Круглое и железное».

- тактильные ассоциации так же очень нравятся детям: для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок. Основная идея этих картинок заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка и мн. др. Можно добавить карточку с пуговицами, гречкой и так далее. Принцип работы такой же, как и в предыдущих видах работы.

Пример: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинке?» (Я подумал про зайчика, потому что он пушистый).

Таким образом, в игровой интересной форме мы формируем речь, у ребенка развивается мышление, обогащается словарный запас, он свободнее общается с окружающими, чувствует себя уверенее и самостоятельнее.

К сожалению, современный мир диктует нам стиль общения, который трудно назвать «человеческим». Безусловно, стало очень легко связаться с человеком и даже группой лиц по телефону, по видеосвязи, с помощью СМС и голосовых сообщений, и это конечно замечательно! Но в целом, люди разучились общаться друг с другом. Очень часто можно наблюдать молодых родителей, которые ведут ребенка за руку, либо гуляют на площадке с малышом, но их НЕТ с ребенком рядом! Они в телефоне, в интернете, где угодно, но не со своим чадом. И никакого общения, родственной связи, обучения родному языку, которые так необходимых в детском возрасте. Отсюда – дети «не говорящие», дети не мыслящие, не умеющие сформулировать вопрос, просьбу, впечатление…

И задача педагогов - по сантиметру, по шагу, по слову исправлять ситуацию, приучать людей становиться людьми. Слышать друг друга. Видеть друг друга. Понимать друг друга. Как сказал Булат Окуджава, «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!»

А сейчас немного рифмы, чтобы «Разгрузить монотонность» и занудство моей речи.)

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Аудио-задания для развития речи дошкольниковАудио-задания для развития речи дошкольников Современного человека окружают современные предметы, гаджеты. Никого уже не удивить смартфоном, планшетом, ноутбуком, плеером, размером.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Магнитный «конструктор-инструмент» для развития детейМагнитный «конструктор-инструмент» для развития детей Пользу магнитного конструктора давно признали все ведущие психологи и логопеды, поэтому и рекомендуют детям такие игры. Во время занятий.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2)Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2) Хочу ещё раз обратиться к пособию, с которым ранее уже знакомила Вас – «Скороговорки в картинках». Работа с данным пособием организована.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эйдетика как эффективный инструмент развития речи дошкольников
Опубликовано: 30 декабря 2021 в 14:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эйдетика как эффективный инструмент развития речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Мария Тронева (УИ 1383855) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД