Мария Тронева
Эйдетика как эффективный инструмент развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В период моей работы в ДОО я столкнулась (с моей точки зрения) с глобальной проблемой – подавляющее большинство детей имеют задержку развития, дети приходят в детский сад, не имея даже зачатков навыков общения. В 3-4 года многие дети не умеют строить простейшие речевые конструкции, они обращаются друг к другу или ко взрослому при помощи междометий, жестов, мимики. Даже самые простые предложения, состоящие из двух-трех слов, могут озвучить далеко не все!
Публикация «Эйдетика как эффективный инструмент развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Эйдетика. Эйдетические игры и занятия
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2021
И в рамках дошкольного учреждения каждый детский сад решает это при помощи различных программ и методик. Одно из направлений, в котором работает наш детский сад – эйдетика - специфический вид памяти, которая «работает с образами», что помогает легко запоминать предметы или явления.
Новизна этой методики заключается в том, что, она обладает комплексными свойствами: у детей формируется способность быстро запоминать информацию, развиваются каналы восприятия информации, дети приобщаются к деятельности, становится свободнее их общение со старшими и сверстниками.
Как строится работа. В игровой форме детям предлагается составить различные ассоциации. Вот несколько вариантов которые мы рассмотрим.
- цветовые ассоциации: детям предоставляются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но это не изображения предметов или явлений, выполненных в цвете. Воспитатель показывает картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого - выбрать среди картинок разных предметов именно то изображение, которое у него ассоциируется с заданным цветом. Задача ребенка - постараться обосновать свой ответ.
Например: «Вот красный цвет. О чем вы подумали?»
«Я подумал о помидоре (флаге, мяче)»
Можно изменить ход игры: предложить ряд предметных изображений, задача ребенка выбрать цвет, с которым ассоциируется предмет и почему. «Апельсин – оранжевый, как лиса!», сказал мне однажды мальчик
- следующие ассоциации, ассоциации связанные с геометрическими формами: детям предоставляются карточки с изображениями геометрических фигур и различных предметов. Задача детей - выбрать предмет или предметы, которые ассоциируются с заданными геометрическими формами.
- очень интересно детям играть в звуковые ассоциации: здесь применяются аудиозаписи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, относящихся к разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть другой способ использования звуков: положить в мешочки или коробочки различные предметы, порождающие звуки.
Например: в одном мешочке находится бумага, в другом - монеты, в третьем - камешки, и тому подобное. Ребенку предлагается ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка, (допустим с бумагой, предлагается выбранный звук, после чего он отвечает: о чем он подумал, услышав этот звук? (я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Перед ребенком не ставится задача отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков.
Кроме того, можно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Например: предлагается звук момент: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» При этом необходимо спрятать источник звука.
- можно включать в работу игру с обонятельными ассоциациями: но обонятельный анализатор нужно применять особенно осторожно в силу того, что сейчас много детей аллергиков. В этой ассоциации можно использовать коробочки с разными ароматами: духов, шоколада, цитрусовых, мятным ароматом, ароматов трав, специй.
- вкусовые ассоциации тоже очень нравятся детям, и мы часто родителям рекомендуем поиграть с детьми дома. Заключается игра в следующем: детям предлагается попробовать на вкус продукт и задается вопрос: «О чем вы подумали?» Для детей старшего возраста можно использовать комбинации сладкое и горячее, соленое и холодное, хрустящее, сочное, твердое, и т. п.
- предметные ассоциации: этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов между собой, или с их признаками. Для использования этого приема, нужно иметь набор разных предметов: нитку, трубочку, кусок бумаги, кусок ткани, шишку, каштан, камень, ракушку, монету, пуговицу.
Например, берется нитка и спрашивается: «Длинное и гибкое. О чем вы подумали?» Или можно держать предмет (монету) и задать вопрос: «Круглое и железное».
- тактильные ассоциации так же очень нравятся детям: для этого вида работы нужно иметь набор тактильных картинок. Основная идея этих картинок заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка и мн. др. Можно добавить карточку с пуговицами, гречкой и так далее. Принцип работы такой же, как и в предыдущих видах работы.
Пример: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинке?» (Я подумал про зайчика, потому что он пушистый).
Таким образом, в игровой интересной форме мы формируем речь, у ребенка развивается мышление, обогащается словарный запас, он свободнее общается с окружающими, чувствует себя уверенее и самостоятельнее.
К сожалению, современный мир диктует нам стиль общения, который трудно назвать «человеческим». Безусловно, стало очень легко связаться с человеком и даже группой лиц по телефону, по видеосвязи, с помощью СМС и голосовых сообщений, и это конечно замечательно! Но в целом, люди разучились общаться друг с другом. Очень часто можно наблюдать молодых родителей, которые ведут ребенка за руку, либо гуляют на площадке с малышом, но их НЕТ с ребенком рядом! Они в телефоне, в интернете, где угодно, но не со своим чадом. И никакого общения, родственной связи, обучения родному языку, которые так необходимых в детском возрасте. Отсюда – дети «не говорящие», дети не мыслящие, не умеющие сформулировать вопрос, просьбу, впечатление…
И задача педагогов - по сантиметру, по шагу, по слову исправлять ситуацию, приучать людей становиться людьми. Слышать друг друга. Видеть друг друга. Понимать друг друга. Как сказал Булат Окуджава, «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!»
А сейчас немного рифмы, чтобы «Разгрузить монотонность» и занудство моей речи.)