Cветлана Васильева
Эффективные технологии и практики психолого-педагогического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом
▼ Скачать + Заказать документы
С декабря 2003 года на территории города Прокопьевска начал свою работу Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга». Сегодня – это современный оборудованный центр реабилитации для детей-инвалидов. Оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии разносторонней, квалифицированной медико-социальной и социально-педагогической помощи, создание условий для их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду – главные задачи работы коллектива. (слайд2)
Темочки:
На сегодняшний день на учете в ГБУ «РЦ «Радуга» состоит 1017 детей-инвалидов. Реабилитация детей осуществляется в двух стационарах: с дневным и круглосуточным пребыванием. Ежедневно социальную реабилитацию получают 60 детей с ограниченными возможностями от 0 до 18 лет. (слайд3)
Для эффективного проведения реабилитационных мероприятий в Центре функционируют пять отделений:
отделение организации реабилитационной и методической работы,
отделение социальной помощи,
отделение психолого-педагогической помощи и социально-трудовой реабилитации,
отделение дневного пребывания,
отделение стационарного социального обслуживания.
Организация взаимодействия специалистов Центра с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.
В современной психолого-педагогической науке и практике актуализируется проблема организации сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Так психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствует укреплению внутрисемейных отношений, сплочению семьи, коррекции негативных эмоционально-личностных особенностей членов семьи, интеграции семьи и ребенка в общество, повышение ресурсности семьи.
Данная деятельность предполагает создание и реализацию условий – социальных и психологических, ориентированных на зоны ближайшего и актуального развития ребенка.
Наиболее эффективными технологиями в психолого педагогическом сопровождении семьи, воспитывающей ребенка-инвалида являются : арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия.
Арттерапия – это «гибкий» метод, способный подстраиваться под любую возрастную категорию. (4 слайд)
Одним из методов психологической поддержки можно по праву считать арт-терапию. Арт-терапия позволяет дать социально приемлемый выход негативным чувствам, которые испытывают люди, находящиеся в стрессовой ситуации, депрессии, психоэмоциональном напряжении (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение, она позволяет выразить с помощью зрительных образов неосознаваемые внутренние конфликты и переживания.
Организация семейной арттерапевтической работы с детьми- инвалидами предполагает вариативные формы: парная (ребенок — родитель, групповая (ребенок — оба родителя). Выбор психологом метода и формы психологической работы обусловлен прежде всего запросом в помощи, имеющимися проблемами взаимоотношений в семье, возрастными особенностями развития ребенка и его возможностями выразить себя в конкретном виде искусства.
Совместная работа детей и родителей позволяет проявить свои чувства, желания, оказывает терапевтический эффект и укрепляет семейные отношения.
У большинства детей дошкольного возраста, находящиеся на реабилитации в нашем Центре, отмечается повышенная нервная возбудимость, тревожность, агрессивность, гиперактивность с одной стороны и пассивность, замкнутость, закрытость, зажатость, неразвитость эмоциональной сферы, поведенческие расстройства, с другой стороны. Помимо этого у детей-инвалидов встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук нарушение речевой памяти, внимания, восприятия, а в играх с песком все становится возможным. (5 слайд)
Для этого в Центре был создан и оборудован кабинет песочной терапии (стол с песком и стол с подсветкой).
Учитывая особенности детей-инвалидов, для них подобные занятия - это один из методов комплексного развития, сенсорики, познавательных процессов, помощь в исследовании мира.
Совместные занятия родителей и ребенка на песке – это развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;
Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;
Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;
Помощь родителям в адекватном оценивании уровня развития, проблем ребенка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним;
Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление);
Развитие процессов саморегуляции;
Психологические проблемы диады родитель-ребенок не могут быть решены только благодаря психокоррекции родителя или только психокоррекции ребенка. Для того чтобы снять эти проблемы и особенно предупредить возможность их возвращения, необходима совместная работа как с родителями, так и с детьми. Трудно переоценить пользу от таких занятий, которые напрямую способствуют реабилитации детей и их интеграции в обществе. Ребенок словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения.
Психологи обращают внимание на терапевтическое влияние песка как природного материала, отмечая, что песок способен «заземлять», забирать негативные эмоции и задерживать негативную психическую энергию.
Данная технология универсальна и позволяет решать задачи диагностики, коррекции и воспитания детей. (слайд 6)
Сказкотерапия - пожалуй, один из самых древних методов терапии. Сказки для данного вида терапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные. Педагогами - психологами центра для детей-инвалидов разработан комплекс занятий «Погружение в сказку».(слайд 7)
Включаясь в игру, ребенок сам становится героем сказки, учится строить отношения и принимать самостоятельные решения. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать со взрослыми. Для усиления «сказочного эффекта» педагоги-психологи Центра используют возможности сенсорной комнаты. Особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений. Оборудование комнаты используется в зависимости от характера и сюжета сказочного произведения. И в большей степени зависит от творчества самого педагога-психолога. «Волшебство» сенсорной комнаты помогает сделать сказку яркой, волнительной, наполненной чудесами и фантастическими образами. (слайд 8)
Подводя итог всего выше сказанного можно сказать, что комплексное использование артетрапевтических технологий специалистами Реабилитационного центра «Радуга» способствует полноценному сопровождению семьи с ребенком-инвалидом.
Еще одной эффективной практикой по сопровождению семьи, с ребенком инвалидом являются клубы для родителей и подростков.
Так, на базе Центра с 2014 работает клуб для родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна «Мы – дети солнца».(слайд 9)
Клубные занятия разнообразны - это и экскурсии, праздники, тренинги для родителей, а также совместные занятия родитель-ребенок–специалист.
За 7 лет работы тематика встреч была очень разнообразна: выездные мероприятия - экскурсия в Нравственно-патриотический клуб «Русь» (катание на лошадях, поездка в г. Гурьевск на «Святой источник» (купание в купели, проведение «Дня именинника» на территории Зеньковского парка, выезд на «Страусинную ферму» (знакомство с экзотическими животными);
А так же тематические занятия: «Организация развивающего пространства для ребенка с синдромом Дауна», «Игры, которые лечат», «Причины и последствия детской агрессии», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Гиперактивность ребенка. Школа для родителей», тренинги для родителей «Я, самая счастливая!», «Игровое пространство», арт-терапевтические мероприятия и т. д.
Можно отметить, что родители стали больше проявлять интерес к процессу развития ребенка, появилось желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения. Родители стали более уверены в себе и в своих возможностях, улучшились межличностные отношения в семье, появилась активность и желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т. д.).
В ходе различных мероприятий повысилась педагогическая компетенция родителей и оптимизация взаимодействия педагога-психолога и родителей по вопросам воспитания, реабилитации и помощи в социализации ребенка-инвалида. Одной из эффективных форм работы клуба является оформление стенда для родителей, имеющих детей с синдромом Дауна, где содержится полезная информация.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более грамотной. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни ребенка, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать его. 78% родителей посещают родительский клуб, активно участвуют в праздниках и развлечениях, реализуемых в рамках Центра.
Одним из направлений работы клуба являются совместные занятия, направленные на театрализованную деятельность, в которой дети с синдромом Дауна учатся вместе с родителями взаимодействовать друг с другом.
Занятия направлены на развитие слухового и зрительного восприятия (использование музыкальных инструментов, прослушивание аудио сказок, пальчиковый и кукольный театр, формирование двигательных навыков и жестикуляции.
Занятия в театральной студии детям с нарушениями в развитии дают общение, и попытку самовыражения и интеллектуальное развитие. В дальнейшем планируется постановка театрализованных этюдов, которые дети совместно с родителями будут представлять другим воспитанникам Центра и участвовать в творческих конкурсах.
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и рисованием. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Дети с инвалидностью - тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью можно
В МКУ «РЦ «Радуга» работает клуб по профориентационной работе «Первый шаг» для детей и подростков с ограниченными возможностями. Целью клуба является оказания психолого- педагогической и практической помощи при социально - профессиональном самоопределении, а так же актуализация профессионально-психологического потенциала личности подростка.
Проводятся групповые и индивидуальные консультации для детей и подростков, членов их семей. Теоретическое направление включает в себя знакомство с миром профессий, с требованиями к индивидуальным особенностям, с медицинскими противопоказаниями, с требованиями профессиональной подготовки.
Формами работы в данном направлении являются беседы, семинары, презентации, экскурсии. Практическое направление ориентировано на непосредственное знакомство с различными профессиями через деловые профориентационные игры, игры-путешествия, занятие трудотерапией, творчеством. Используются элементы тренинговых занятий, арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии. Клуб посещают 43 семьи, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.
С целью расширения социальных, профессиональных связей и интеграции подростков с ограниченными возможностями в общество ведется работа по социальному партнерству с ФГОУ СПО Новокузнецким Государственным Гуманитарным Техническим Колледжем - интернатам, с ГОУ ДО «Кемеровским областным центром профессиональной ориентации молодежи», с ВУЗами и СУЗами города Прокопьевска.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида способствует предотвращению распада семьи, коррекции ее психологического климата, исправлению неправильного
В процессе психолого-педагогического сопровождения психолог привлекает родителей в реабилитационную деятельность, при этом акцентирует внимание на необходимости и потребности ребенка в помощи своих родителей. Педагог-психолог «развивает у членов семьи чувство успешности, а также компетентность в психолого-педагогической сфере, раскрывает потенциал личностной самоактуализации, стимулирует поиск творческих подходов к обучению ребенка и желание участвовать в изучении его возможностей, реализации творческих замыслов в работе с ним»
С 2019 года стали проводиться совместные занятия, направленные на театрализованную деятельность, в которой дети с синдромом Дауна учатся вместе с родителями взаимодействовать друг с другом.
Занятия направлены на развитие слухового и зрительного восприятия (использование музыкальных инструментов, прослушивание аудио сказок, пальчиковый и кукольный театр, формирование двигательных навыков и жестикуляции.
Занятия в театральной студии детям с нарушениями в развитии дают общение, и попытку самовыражения и интеллектуальное развитие. В дальнейшем планируется постановка театрализованных этюдов, которые дети совместно с родителями будут представлять другим воспитанникам Центра и участвовать в творческих конкурсах.
Хочется отметить, что в ходе консультативной работы родительская позиция становится более гибкой, психологически грамотной в воспитании ребенка. В семьях создается благоприятный психоэмоциональный климат, формируются положительные установки в сознании. В процессе консультирования родители часто дают «обратную связь» в виде положительной оценки оказанной консультативной помощи.
Индивидуальная форма сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ предполагает индивидуальный маршрут сопровождения, разработанный под конкретную семью. Смешанная форма предполагает помимо индивидуальной работы с семьей и ребенком с ОВЗ, также групповую работу как с ребенком с ОВЗ, так и с его родителями. Групповая работа с ребенком с ОВЗ может осуществляться в группе здоровых детей, что способствует интеграции ребенка с ОВЗ в общество сверстников. Групповая работа с родителями имеет некоторые преимущества: в процессе групповой работы родитель может получить поддержку от родителей, которые также воспитывают ребенка с ОВЗ.
Многолетний опыт работы педагогов-психологов реабилитационного центра показал, что комплексное использование арт-терапевтических методов дает положительные результаты в процессе реабилитации ребенка- инвалида.