Папки-передвижки

Эффективные технологии и практики психолого-педагогического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом

Cветлана Васильева
Эффективные технологии и практики психолого-педагогического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом
▼ Скачать + Заказать документы

С декабря 2003 года на территории города Прокопьевска начал свою работу Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга». Сегодня – это современный оборудованный центр реабилитации для детей-инвалидов. Оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии разносторонней, квалифицированной медико-социальной и социально-педагогической помощи, создание условий для их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду – главные задачи работы коллектива. (слайд2)

Публикация «Эффективные технологии и практики психолого-педагогического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом» размещена в разделах

На сегодняшний день на учете в ГБУ «РЦ «Радуга» состоит 1017 детей-инвалидов. Реабилитация детей осуществляется в двух стационарах: с дневным и круглосуточным пребыванием. Ежедневно социальную реабилитацию получают 60 детей с ограниченными возможностями от 0 до 18 лет. (слайд3)

Для эффективного проведения реабилитационных мероприятий в Центре функционируют пять отделений:

отделение организации реабилитационной и методической работы,

отделение социальной помощи,

отделение психолого-педагогической помощи и социально-трудовой реабилитации,

отделение дневного пребывания,

отделение стационарного социального обслуживания.

Организация взаимодействия специалистов Центра с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

В современной психолого-педагогической науке и практике актуализируется проблема организации сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Так психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствует укреплению внутрисемейных отношений, сплочению семьи, коррекции негативных эмоционально-личностных особенностей членов семьи, интеграции семьи и ребенка в общество, повышение ресурсности семьи.

Данная деятельность предполагает создание и реализацию условий – социальных и психологических, ориентированных на зоны ближайшего и актуального развития ребенка.

Наиболее эффективными технологиями в психолого педагогическом сопровождении семьи, воспитывающей ребенка-инвалида являются : арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия.

Арттерапия – это «гибкий» метод, способный подстраиваться под любую возрастную категорию. (4 слайд)

Одним из методов психологической поддержки можно по праву считать арт-терапию. Арт-терапия позволяет дать социально приемлемый выход негативным чувствам, которые испытывают люди, находящиеся в стрессовой ситуации, депрессии, психоэмоциональном напряжении (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение, она позволяет выразить с помощью зрительных образов неосознаваемые внутренние конфликты и переживания.

Организация семейной арттерапевтической работы с детьми- инвалидами предполагает вариативные формы: парная (ребенок — родитель, групповая (ребенок — оба родителя). Выбор психологом метода и формы психологической работы обусловлен прежде всего запросом в помощи, имеющимися проблемами взаимоотношений в семье, возрастными особенностями развития ребенка и его возможностями выразить себя в конкретном виде искусства.

Совместная работа детей и родителей позволяет проявить свои чувства, желания, оказывает терапевтический эффект и укрепляет семейные отношения.

У большинства детей дошкольного возраста, находящиеся на реабилитации в нашем Центре, отмечается повышенная нервная возбудимость, тревожность, агрессивность, гиперактивность с одной стороны и пассивность, замкнутость, закрытость, зажатость, неразвитость эмоциональной сферы, поведенческие расстройства, с другой стороны. Помимо этого у детей-инвалидов встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук нарушение речевой памяти, внимания, восприятия, а в играх с песком все становится возможным. (5 слайд)

Для этого в Центре был создан и оборудован кабинет песочной терапии (стол с песком и стол с подсветкой).

Учитывая особенности детей-инвалидов, для них подобные занятия - это один из методов комплексного развития, сенсорики, познавательных процессов, помощь в исследовании мира.

Совместные занятия родителей и ребенка на песке – это развитие отношений партнерства в сотрудничестве «родитель-ребенок»;

Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребенок»;

Повышение родительской компетентности в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;

Помощь родителям в адекватном оценивании уровня развития, проблем ребенка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним;

Развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление);

Развитие процессов саморегуляции;

Психологические проблемы диады родитель-ребенок не могут быть решены только благодаря психокоррекции родителя или только психокоррекции ребенка. Для того чтобы снять эти проблемы и особенно предупредить возможность их возвращения, необходима совместная работа как с родителями, так и с детьми. Трудно переоценить пользу от таких занятий, которые напрямую способствуют реабилитации детей и их интеграции в обществе. Ребенок словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения.

Психологи обращают внимание на терапевтическое влияние песка как природного материала, отмечая, что песок способен «заземлять», забирать негативные эмоции и задерживать негативную психическую энергию.

Данная технология универсальна и позволяет решать задачи диагностики, коррекции и воспитания детей. (слайд 6)

Сказкотерапия - пожалуй, один из самых древних методов терапии. Сказки для данного вида терапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные. Педагогами - психологами центра для детей-инвалидов разработан комплекс занятий «Погружение в сказку».(слайд 7)

Включаясь в игру, ребенок сам становится героем сказки, учится строить отношения и принимать самостоятельные решения. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать со взрослыми. Для усиления «сказочного эффекта» педагоги-психологи Центра используют возможности сенсорной комнаты. Особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений. Оборудование комнаты используется в зависимости от характера и сюжета сказочного произведения. И в большей степени зависит от творчества самого педагога-психолога. «Волшебство» сенсорной комнаты помогает сделать сказку яркой, волнительной, наполненной чудесами и фантастическими образами. (слайд 8)

Подводя итог всего выше сказанного можно сказать, что комплексное использование артетрапевтических технологий специалистами Реабилитационного центра «Радуга» способствует полноценному сопровождению семьи с ребенком-инвалидом.

Еще одной эффективной практикой по сопровождению семьи, с ребенком инвалидом являются клубы для родителей и подростков.

Так, на базе Центра с 2014 работает клуб для родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна «Мы – дети солнца».(слайд 9)

Клубные занятия разнообразны - это и экскурсии, праздники, тренинги для родителей, а также совместные занятия родитель-ребенок–специалист.

За 7 лет работы тематика встреч была очень разнообразна: выездные мероприятия - экскурсия в Нравственно-патриотический клуб «Русь» (катание на лошадях, поездка в г. Гурьевск на «Святой источник» (купание в купели, проведение «Дня именинника» на территории Зеньковского парка, выезд на «Страусинную ферму» (знакомство с экзотическими животными);

А так же тематические занятия: «Организация развивающего пространства для ребенка с синдромом Дауна», «Игры, которые лечат», «Причины и последствия детской агрессии», «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Гиперактивность ребенка. Школа для родителей», тренинги для родителей «Я, самая счастливая!», «Игровое пространство», арт-терапевтические мероприятия и т. д.

Можно отметить, что родители стали больше проявлять интерес к процессу развития ребенка, появилось желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения. Родители стали более уверены в себе и в своих возможностях, улучшились межличностные отношения в семье, появилась активность и желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т. д.).

В ходе различных мероприятий повысилась педагогическая компетенция родителей и оптимизация взаимодействия педагога-психолога и родителей по вопросам воспитания, реабилитации и помощи в социализации ребенка-инвалида. Одной из эффективных форм работы клуба является оформление стенда для родителей, имеющих детей с синдромом Дауна, где содержится полезная информация.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более грамотной. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни ребенка, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать его. 78% родителей посещают родительский клуб, активно участвуют в праздниках и развлечениях, реализуемых в рамках Центра.

Одним из направлений работы клуба являются совместные занятия, направленные на театрализованную деятельность, в которой дети с синдромом Дауна учатся вместе с родителями взаимодействовать друг с другом.

Занятия направлены на развитие слухового и зрительного восприятия (использование музыкальных инструментов, прослушивание аудио сказок, пальчиковый и кукольный театр, формирование двигательных навыков и жестикуляции.

Занятия в театральной студии детям с нарушениями в развитии дают общение, и попытку самовыражения и интеллектуальное развитие. В дальнейшем планируется постановка театрализованных этюдов, которые дети совместно с родителями будут представлять другим воспитанникам Центра и участвовать в творческих конкурсах.

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и рисованием. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Дети с инвалидностью - тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью можно

В МКУ «РЦ «Радуга» работает клуб по профориентационной работе «Первый шаг» для детей и подростков с ограниченными возможностями. Целью клуба является оказания психолого- педагогической и практической помощи при социально - профессиональном самоопределении, а так же актуализация профессионально-психологического потенциала личности подростка.

Проводятся групповые и индивидуальные консультации для детей и подростков, членов их семей. Теоретическое направление включает в себя знакомство с миром профессий, с требованиями к индивидуальным особенностям, с медицинскими противопоказаниями, с требованиями профессиональной подготовки.

Формами работы в данном направлении являются беседы, семинары, презентации, экскурсии. Практическое направление ориентировано на непосредственное знакомство с различными профессиями через деловые профориентационные игры, игры-путешествия, занятие трудотерапией, творчеством. Используются элементы тренинговых занятий, арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии. Клуб посещают 43 семьи, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

С целью расширения социальных, профессиональных связей и интеграции подростков с ограниченными возможностями в общество ведется работа по социальному партнерству с ФГОУ СПО Новокузнецким Государственным Гуманитарным Техническим Колледжем - интернатам, с ГОУ ДО «Кемеровским областным центром профессиональной ориентации молодежи», с ВУЗами и СУЗами города Прокопьевска.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида способствует предотвращению распада семьи, коррекции ее психологического климата, исправлению неправильного

В процессе психолого-педагогического сопровождения психолог привлекает родителей в реабилитационную деятельность, при этом акцентирует внимание на необходимости и потребности ребенка в помощи своих родителей. Педагог-психолог «развивает у членов семьи чувство успешности, а также компетентность в психолого-педагогической сфере, раскрывает потенциал личностной самоактуализации, стимулирует поиск творческих подходов к обучению ребенка и желание участвовать в изучении его возможностей, реализации творческих замыслов в работе с ним»

С 2019 года стали проводиться совместные занятия, направленные на театрализованную деятельность, в которой дети с синдромом Дауна учатся вместе с родителями взаимодействовать друг с другом.

Занятия направлены на развитие слухового и зрительного восприятия (использование музыкальных инструментов, прослушивание аудио сказок, пальчиковый и кукольный театр, формирование двигательных навыков и жестикуляции.

Занятия в театральной студии детям с нарушениями в развитии дают общение, и попытку самовыражения и интеллектуальное развитие. В дальнейшем планируется постановка театрализованных этюдов, которые дети совместно с родителями будут представлять другим воспитанникам Центра и участвовать в творческих конкурсах.

Хочется отметить, что в ходе консультативной работы родительская позиция становится более гибкой, психологически грамотной в воспитании ребенка. В семьях создается благоприятный психоэмоциональный климат, формируются положительные установки в сознании. В процессе консультирования родители часто дают «обратную связь» в виде положительной оценки оказанной консультативной помощи.

Индивидуальная форма сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ предполагает индивидуальный маршрут сопровождения, разработанный под конкретную семью. Смешанная форма предполагает помимо индивидуальной работы с семьей и ребенком с ОВЗ, также групповую работу как с ребенком с ОВЗ, так и с его родителями. Групповая работа с ребенком с ОВЗ может осуществляться в группе здоровых детей, что способствует интеграции ребенка с ОВЗ в общество сверстников. Групповая работа с родителями имеет некоторые преимущества: в процессе групповой работы родитель может получить поддержку от родителей, которые также воспитывают ребенка с ОВЗ.

Многолетний опыт работы педагогов-психологов реабилитационного центра показал, что комплексное использование арт-терапевтических методов дает положительные результаты в процессе реабилитации ребенка- инвалида.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эффективные технологии и практики психолого-педагогического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом
Опубликовано: 24 мая 2022 в 10:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные технологии и практики психолого-педагогического сопровождения семьи с ребенком-инвалидом» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД