МААМ-картинки

Эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций в школе

Четверикова Виктория Владимировна
Эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций в школе
▼ Скачать + Заказать документы

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ШКОЛЕ

Каждому человеку, в том числе подросткам, необходимо знание основ конфликтологии. Конфликт (от лат. - столкновение) – это процесс столкновения и противоборства индивидов или групп людей, характеризующийся взаимным нанесением ущерба с целью защиты реальных или вымышленных интересов сторон конфликта. Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними [2, c.16].

Публикация «Эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций в школе» размещена в разделах

Таблица 1. Основные виды конфликтов

(+) Конструктивные (-) Деструктивные

вскрытие и разрешение проблемы; выявление истинных и построение новых отношений; самоутверждение; выявление союзников, сплочение; творческие находки; эмоциональная разрядка; лучшее знание себя; повышение по службе и др. скандал; разрушение отношений; потеря веры в себя; предательство; потеря друзей; развал команды; обострение положения, тупик; стресс; чувство вины; обида; увольнение с работы и др.

Источник: составлено авт.

Конфликт — сложное явление и имеет свою структуру. Под структурой конфликта мы понимаем совокупность его элементов, их устройство и порядок расположения. Но поскольку конфликт — это еще и процесс, то структура конфликта в силу его особенностей постоянно меняется. Конфликт как процесс задает продолжительность, а значит, его начало и завершение. Завершение конфликта возможно в виде разрешения, и тогда конфликт прекращается («умирает»). Или он затухает, чтобы через какое-то время, когда стороны накопят ресурсы разгореться с новой силой.

Особенностью структуры конфликта является то, что он имеет двойственную основу. С одной стороны, структуру представляют люди, организовавшие конфликт или вовлеченные в него. С другой стороны, важно то, из-за чего люди вступают в конфликт (каковы предмет конфликта, конфликтные интересы) и то, как они поддерживают противоборство (каковы конфликтные позиции, взыскания, требования, ультиматумы).

Участники, их ресурсы, предмет конфликта, интересы, конфликтологические позиции формируют внутреннюю среду конфликта. Большое значение на конфликт может оказывать и внешняя среда, которая либо «входит» в конфликт, расширяя ресурсы его участников, либо остается для них потенциальным ресурсом. Причем ресурс внешней среды всегда больше ресурса внутренней среды конфликта. И внутренняя и внешняя среда динамичны и находятся в постоянном взаимодействии и связи, оказывая влияние друг на друга. Границы между ними существуют, но они условны в силу их изменчивости. К тому же одни и те же участники могут входить и в другие конфликты. В этом случае можно говорить о конфликтологическом континууме [4].

Каковы же причины конфликтов? Борьба в конфликте отражает стремление сторон разрешить противоречие в свою пользу. Но в большинстве случаев суть противоречия в конфликте не лежит на поверхности, а стороны отражают лишь его обыденное восприятие. Если противоречие не определено или его трудно определить, то говорят о зоне разногласий. Зона разногласий – факты или вопросы, вызвавшие разногласия. Предмет и зона разногласий на практике выявляются в виде причин конфликта.

Информационные причины конфликта возникают из-за отсутствия, искажения, несвоевременности поступления информации, нежелательного обнародования, сокрытия и т. п. действий с ней. Сюда же относится проблема разницы понимания. Это та информация, которая приемлема для одной стороны (сторон) и не приемлема для другой стороны (сторон).

Структурные причины конфликта возникают из-за событий, обстоятельств, явлений, фактов, которые трудно или невозможно изменить.

Ценностные причины конфликта – принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем, которых мы сознательно придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или которые намеренно нарушаем. Это принципы, следования которым ожидают от нас другие, а мы от других.

Причины, связанные с изменением отношений, возникают из-за неудовлетворенности как минимум одной из сторон складывающимися отношениями.

Поведенческие причины конфликта состоят в том, что как минимум одной из сторон нарушаются нормы поведения.

Конфликт развивается циклически. Для того чтобы конфликт состоялся, необходима «вспышка», разрядка накопившихся противоречий, то есть инцидент. Он кладет начало войне сторон по нанесению ущерба противнику. Именно в инциденте происходит формирование врага.

«Родившись», конфликт начинает развиваться. Благодаря участникам он обретает структуру, индивидуальность, «физиологию» (динамичность, межличностную или групповую психодинамику). В случае продолжения развития он переходит в свою абсолютную иррациональную стадию – эскалацию. Особенностью эскалации является потеря предмета конфликта и переход к односторонним действиям. У участников конфликта происходит подмена целей: от результата к нанесению ущерба. Стадия эскалации может завершиться уничтожением одной из сторон или взаимным истощением ресурсов.

Конфликт перетекает в последнюю стадию цикла: он либо завершается, либо затухает, чтобы при возобновлении ресурсов разгореться вновь. Новый цикл, как правило, развивается по спирали. Количество циклов и степень агрессивности может быть разная.

Эффективное правление конфликтом помогает избежать конфликтов там, где это возможно, правильно относиться к конфликту, эффективно разрешать конфликты. Для этого в практике важно уметь различать и использовать в различных конфликтологических технологиях элементы структуры конфликта (участников конфликта, предмет конфликта и зону разногласий, интересы и потребности, конфликтные позиции, внутреннюю среду и др.) [3, c.18].

Школьные конфликты, к сожалению, частое явление. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяются на следующие виды: ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-администратор, родитель-родитель, родитель-учитель, родитель-администратор. Все они являются субъектами социального взаимодействия.

Таблица 2. Основные модели поведения личности в конфликте

Конструктивная Стремится уладить конфликт;

Нацелена на поиск приемлемого решения;

Отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику;

Открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

Деструктивная Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта;

Постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность;

Проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская Пассивна, склонна к уступкам;

Непоследовательна в оценках, суждениях, поведении;

Легко соглашается с точкой зрения соперника;

Уходит от острых вопросов.

Источник: составлено авт.

Стратегии поведения в конфликте многообразны. Это может быть:

-избегание или уход от конфликта

-соперничество или силовой метод

-приспособление или метод односторонних уступок

-компромисс или взаимные уступки

-сотрудничество или достижение взаимовыгодного решения.

За все время существования человечества известно только три способа разрешения конфликтов. Два из них – силовые. Это использование насилия либо с помощью захвата или войны, либо посредством юридического права, с помощью сформулированных обществом норм. Третий способ разрешения конфликтов предполагает переговоры и создает возможность разрешения конфликта его сторонами самостоятельно либо с привлечением третьей стороны - медиатора [1].

Все эти важные теоретические характеристики конфликта рассматриваются при реализации программы «Эффективное поведение в конфликте» для учащихся 10-х классов. Проведение программы в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образовательных организаций, получивших социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. На первый план в работе над этой важной задачей выступают именно личностные, психологические факторы, формируемые программой. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих, уважение их прав, отстаивание своих прав конструктивным способом – все это относится к необходимым личностным компонентам гражданина демократического общества.

Целью программы является формирование установки для продуктивного (конструктивного) отношения к конфликтам, обеспечивающих неагрессивное, неразрушительное поведение при разрешении трудных жизненных ситуаций, прежде всего ситуаций выбора.

Задачи программы:

1. формирование представлений о видах конфликтов и их функциях;

2. овладение приемами описания и анализа конфликтных ситуаций;

3. оснащение участников основными ресурсами для выбора наиболее адекватных и продуктивных способов понимания и разрешения конфликтных ситуаций

4. развитие навыков эффективного разрешения конфликтных ситуаций (внутриличностных, межличностных).

Программа ориентирована на развитие практических навыков анализа конфликтов в школе и проведения переговоров с целью сотрудничества и продуктивного разрешения конфликтов. Курс также рассчитан на поддержку и развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях выбора, в том числе и на разрешение внутриличностных противоречий.

Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний о конфликтах и способах их разрешения и предоставляют общий для группы материал для анализа конкретных случаев.

Предполагается, что в результате изучения конфликтных ситуаций учащиеся будут знать, как «увидеть» за конфликтной формой «снятое» в ней противоречие. Получат представления об основных типах и причинах конфликтов. Приобретут навыки анализа конфликтной ситуации с целью определения ресурсов конфликтующих сторон, их интересов и целей, а также перспектив продуктивного исхода конфликтов.

По завершению программы ребята чаще стали использовать эффективных стратегии поведения в конфликте (сотрудничество, компромисс, избегание, что способствует созданию безопасной среды в образовательном учреждении. Снижение показателей по шкале «соперничество» говорит о понимании учащимися неэффективности использования данной стратегии в условиях школы.

Литература:

1. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культу-ра взаимоотношений: практическое руководство /под общей редакцией Карнозовой Л. М. – М. : МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. /2-е изд. — СПб. : Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

3. Шевчук Д. А. Конфликты : как ими управлять (конфликтология) - ГроссМедиа; Москва; 2009. – 301 с.

4. https://pms-centr.spb.ru/materialy-spetsialistov/518-effektivnye-sposoby-resheniya-konflikta-lektsiya-dlya-pedagogov

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Эффективные игры для развития внимания»Консультация для родителей «Эффективные игры для развития внимания» Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию две игры для развития внимания, которые можно изготовить из подручных средств. Внимание является.

Программа по разрешению конфликтных ситуаций для подростков «Мы — разные» Пояснительная запискаВ современном обществе повышается внимание к проблемам конфликтов, которые возникают не только внутри семейных отношений,.

Урок «Способы разрешения конфликтов» в рамках курса по выбору «Учимся общаться» в 9 классе Урок по теме «Конфликты. Игры, способствующие разрушению стереотипности поведения» находится в логической последовательности уроков по изучению.

Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в подготовительной к школе группеТематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в подготовительной к школе группе .

Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в подготовительной к школе группеТематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в подготовительной к школе группе Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребенок становится пешеходом значительно раньше,.

Тренинг для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций» Правила работы в группе: 1. Доверительный стиль общения 2. Общение по принципу «Здесь и сейчас» 3. Активность 4. Искренность в общении.

Тренинг для родителей «Профилактика и способы разрешения конфликтных ситуаций» Цель: Создание условий для раскрытия личности участников тренинга. Уважаемые родители! Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций в школе
Опубликовано: 6 марта 2024 в 13:28
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций в школе» (включая файлы) размещена пользователем Четверикова Виктория Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД