Приложение МААМ

Эффективные педагогические практики формирования навыков и компетенций 21 века у детей дошкольного возраста

Валя Сереченко
Эффективные педагогические практики формирования навыков и компетенций 21 века у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Все люди по природе стремятся к знанию» Аристотель

В настоящее время именно дошкольная образовательная организация призвана ответить на вызовы времени, преодолеть накопившиеся образовательные и социальные противоречия в системе образования детей дошкольного возраста, вывести его на качественно новый уровень, используя при этом новейшие достижения психологии, педагогики, физиологии, педиатрии и педагогического менеджмента.

Публикация «Эффективные педагогические практики формирования навыков и компетенций 21 века у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Мониторинг качества дошкольного образования направлен, согласно положениям ФГОС ДО, в первую очередь – на экспертную оценку созданных ДОО условий образовательной деятельности и оценивание взаимодействия с ребенком. В этой ситуации необходимо переосмысление системы условий и необходимости создания вариативной модели для организации качественного образования детей раннего и дошкольного возраста в ДОО на основе научно-обоснованных методов и подходов к организации образовательных процессов, планированию и выстраиванию образовательной логистики в предметно-пространственной развивающей среде детского сада.

Вариативные модели и технологии качественного образования детей дошкольного возраста в ДОО в настоящий момент не просто актуальны, а остро необходимы как профессиональные инструменты современного педагога.

Успешность рассматривается как владение набором компетенций, позволяющих людям эффективно адаптироваться к условиям жизни.

Главным для развития ребенка - дошкольника является освоение социальных видов деятельности, результатом которых становится осознания ребенком своего «Я» и своих творческих способностей.

Компетентность - способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и действовать в ней на основе практико- ориентированных знаний, решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности.

Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно -образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности.

Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.

Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала детей. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?

Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством.

Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

Программа «Вдохновение» основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей в образовательный процесс.

Новая программа построена на современных технологиях. Технология предложенная Лидией Васильевной Свирской — «План-дело-анализ», является одной из ведущих технологий программы «Вдохновение».

Технология «План-дело-анализ» изменила формы организации образовательного процесса с детьми, который осуществляется через проекты, и планируются не для детей, а вместе с ними.

В этом году, с апреля 2021 года было принято решение апробировать программу «Вдохновение», на нашей средней группе, «Почемучки» детского сада № 118.

В нашей группе 27 детей (11- девочек, 16 – мальчиков)

Свою работу мы начали с изучения теоретических основ и идей программы «Вдохновение».

И первый наш шаг - это организация пространства и оснащение развивающей предметно- пространственной среды.

К началу учебного года была подготовлена с помощью родителей развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования.

Столы в группе расставлены ближе к кухонной зоне, к младшему воспитателю. Поэтому деятельность детей, которая сменяется друг за другом, не мешает младшему воспитателю, например: накрывать на столы.

Со шкафов были сняты все дверцы, тем самым обеспечив свободный доступ к игровому оборудованию, для детей шкафы стали прозрачными и расставлены, зонируя пространство. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды – необходимое условие для успешной реализации программы. На данный момент в нашей средней группе функционируют 9 центров активности:

центр искусства; центр конструирования; центр грамотности; центр математики; центр игры; центр спорта и игры; центр экспериментирования;

центр книги; центр песка и воды.

Центры обозначены картинками для того, чтобы дети видели и понимали место предмета, игры или игрушки. В каждом центре у нас есть правила, мы с детьми их придумали, проговорили, некоторые правила мы распечатали, а некоторые дети сами зарисовали.

Результаты творчества детей преподносим в виде выставок и развесок в группе, приемной, на сайте образовательной организации и сайтах педагогов, родительских чатах.

Для реализации образовательного процесса в группе составляется план-

«паутинка», в котором отражается содержание деятельности в центрах ак-

тивности. Наполнение центров активности меняется в зависимости от темы недели. Нашей задачей является помочь детям раскрыть и углубить изучаемую тему с помощью наполнения центров. Здесь, конечно, не обойтись без помощи родителей. Их активное участие способствует эффективному педагогическому процессу и делает детский сад открытой системой.

В группе уже были проведены следующие проекты с детьми: «Здравствуй осень», «ПДД», «Моя семья», «Мама-солнышко моё» и сейчас работаем над проектом «Новогоднее настроение»

Сейчас пока детям сложно самим определяться с темой проекта, поэтому мы, воспитатели, сами с помощью наводящих вопросов выводим детей на тему проекта (так называемое - педагогическое продавливание).

Важным общим событием начала дня в группе стал утренний круг.

Групповой сбор в детском саду — время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор - это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.

Мы приветствуем друг друга, обсуждаем общие темы, работаем с календарем, рассказываем о своих чувствах, играем и поем, также на утреннем круге мы проводим презентацию центров активности и дети выбирают центр, в котором хотят работать.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности основывается на самоопределении. Мы стараемся увидеть каждого, оказать помощь и поддержку.

В центрах детей знакомим с предложенными материалами, обсуждаем

задания, дети делятся впечатлениями, если нужно обращаются за помощью к нам, взрослым. Дети могут за один день посетить несколько центров. Обязательным условием работы в центрах является правило «Закончил дело – приведи в порядок рабочее место».

По окончанию самостоятельной творческой работы детям дается сигнал колокольчиком и дети собираются на «итоговый круг» (рефлексия, чтобы показать свои работы другим детям и рассказать, чем они занимались.

Дети активно обсуждают свои работы, мы стараемся не критиковать и не исправлять произведения детей, а лишь направлять их, стараемся показать, что каждая работа для нас по-своему ценна.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего дня пребывания ребенка в детском саду: это образовательная деятельность в центрах активности, в режимных моментах.

Но мы встречаемся с трудностями: «Детский совет», «Утренний круг» часто затянуты по времени, детям не всегда удается кратко поделиться своими новостями, высказать свою мысль. Также трудности в том, что многие дети при распределении своей работы в центрах активности не могут выбрать центр или наоборот, выбирают всегда один и тот же центр. Мы над этим работаем, прошло ещё очень мало времени.

На площадке для прогулок детей тоже постарались своими руками сделать атрибуты для игр, чтобы было интересно и познавательно. Сделали скамеечки, где можно посидеть в тишине, ширму в виде домика, где можно спрятаться от всех (это и «уголок уединения», и домик где можно поиграть в различные игры, прячась от непогоды, также есть рамка с натянутыми нитями и прищепками для того, чтобы можно было разместить на них либо продукт деятельности детей, либо картинки по проекту в данное время.

Первое организационное собрание провели в форме «Родительского совета» родители были осведомлены о том, что их ожидает, ознакомлены с программой «Вдохновение» и то как их дети будут развиваться в рамках этой программы. Негативных откликов с их стороны мы не наблюдаем.

Наоборот родители активно включились и с интересом ждут новых проектов, готовы помогать. Одна мамочка выдвинула идеи к новому проекту и предложила свою помощь в организации.

Мы считаем, что целостное и разностороннее развитие детей возможно только при создании системы благоприятных условий для развития.

В нашей группе мы стараемся создать мотивирующую образовательную среду для достижения лучших результатов личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей.

Наши дети учатся делать выбор интересной для них деятельности, планировать достижение цели, представлять результат своей работы.

Мониторинг эффективности образовательной программы проводится нами- педагогами, ведущими образовательную деятельность с детьми, с помощью технологии «Педагогические наблюдения» она позволяет нам понять каждого ребенка как личность. На основе результатов наблюдения стараемся создать для воспитанника комфортные условия, помогаем найти ему своё место в коллективе, вовлекаем его в жизнь группы, поддерживаем и поощряем активность и инициативу в познании.

Программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на создание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед.

Реализация данной программы позволяет вывести ребенка на качественно новый уровень: из объекта воздействия ребенок превращается в активный субъект и полноправного участника образовательных отношений, что особенно актуально в свете модернизации государственной системы образования.

Используемая литература:

- «Формирование ключевых компетентностей учащихся» Даньшина А. В

- Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

- Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»/под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой /М. : Издательство «Национальное образование» 2019, -336с.

-Наблюдение за развитием детей от 48 до 72 месяцев и протоколирование результатов: учебно-практические пособия для педагогов дошкольного образования/У. Коглин,Ф. Петерман/ под ред. С. Н. Бондаревой. – М. : Издательство «Национальное образование», 2016. – 104с.

-Проектная деятельность в дошкольной организации : учебно-практические пособия для педагогов дошкольного образования/ Е. Райхерт – Гаршшхаммер; под ред. Л. В. Свирской. - М. : Издательство «Национальное образование»,2018. – 112с.

-Ресурсы местного сообщества в образовательной деятельности детского сада: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Л. В. Михайлова-Свирская, - М. : Издательство «Национальное образование», 2018. - 96с.

-Применение портфолио в дошкольных организациях : 3-6 лет: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ А. Бостельман, М. Финк; под ред. Л. В. Свирской. –М. : Издательство «Национальное образование», 2015 – 124с.

-Педагогические наблюдения в детском саду: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Л. В. Михайлова-Свирская, - М. : Издательство «Национальное образование», 2017 – 128с.

-Творческая мастерская в детском саду: рисуем, лепим, конструируем: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ А. Бостельман, М. Финк; под ред. И. А. Лыковой. – М. : Издательство «Национальное образование»,2020, -108с.

-Детский совет: методические рекомендации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Л. В. Михайлова-Свирская. – 2-е изд. – М. : Издательство «Национальное образование», 2018, - 80с.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗРечедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.

Тренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возрастаТренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возраста Цель. Формирование элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста Задачи. 1. Формировать у детей самостоятельность при.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эффективные педагогические практики формирования навыков и компетенций 21 века у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 марта 2022 в 11:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные педагогические практики формирования навыков и компетенций 21 века у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валя Сереченко (УИ 19925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД