Валя Сереченко
Эффективные педагогические практики формирования навыков и компетенций 21 века у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Все люди по природе стремятся к знанию» Аристотель
В настоящее время именно дошкольная образовательная организация призвана ответить на вызовы времени, преодолеть накопившиеся образовательные и социальные противоречия в системе образования детей дошкольного возраста, вывести его на качественно новый уровень, используя при этом новейшие достижения психологии, педагогики, физиологии, педиатрии и педагогического менеджмента.
Публикация «Эффективные педагогические практики формирования навыков и компетенций 21 века у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Мониторинг качества дошкольного образования направлен, согласно положениям ФГОС ДО, в первую очередь – на экспертную оценку созданных ДОО условий образовательной деятельности и оценивание взаимодействия с ребенком. В этой ситуации необходимо переосмысление системы условий и необходимости создания вариативной модели для организации качественного образования детей раннего и дошкольного возраста в ДОО на основе научно-обоснованных методов и подходов к организации образовательных процессов, планированию и выстраиванию образовательной логистики в предметно-пространственной развивающей среде детского сада.
Вариативные модели и технологии качественного образования детей дошкольного возраста в ДОО в настоящий момент не просто актуальны, а остро необходимы как профессиональные инструменты современного педагога.
Успешность рассматривается как владение набором компетенций, позволяющих людям эффективно адаптироваться к условиям жизни.
Главным для развития ребенка - дошкольника является освоение социальных видов деятельности, результатом которых становится осознания ребенком своего «Я» и своих творческих способностей.
Компетентность - способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и действовать в ней на основе практико- ориентированных знаний, решать стандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности.
Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно -образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности.
Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.
Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала детей. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?
Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования.
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством.
Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.
Программа «Вдохновение» основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей в образовательный процесс.
Новая программа построена на современных технологиях. Технология предложенная Лидией Васильевной Свирской — «План-дело-анализ», является одной из ведущих технологий программы «Вдохновение».
Технология «План-дело-анализ» изменила формы организации образовательного процесса с детьми, который осуществляется через проекты, и планируются не для детей, а вместе с ними.
В этом году, с апреля 2021 года было принято решение апробировать программу «Вдохновение», на нашей средней группе, «Почемучки» детского сада № 118.
В нашей группе 27 детей (11- девочек, 16 – мальчиков)
Свою работу мы начали с изучения теоретических основ и идей программы «Вдохновение».
И первый наш шаг - это организация пространства и оснащение развивающей предметно- пространственной среды.
К началу учебного года была подготовлена с помощью родителей развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования.
Столы в группе расставлены ближе к кухонной зоне, к младшему воспитателю. Поэтому деятельность детей, которая сменяется друг за другом, не мешает младшему воспитателю, например: накрывать на столы.
Со шкафов были сняты все дверцы, тем самым обеспечив свободный доступ к игровому оборудованию, для детей шкафы стали прозрачными и расставлены, зонируя пространство. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды – необходимое условие для успешной реализации программы. На данный момент в нашей средней группе функционируют 9 центров активности:
центр искусства; центр конструирования; центр грамотности; центр математики; центр игры; центр спорта и игры; центр экспериментирования;
центр книги; центр песка и воды.
Центры обозначены картинками для того, чтобы дети видели и понимали место предмета, игры или игрушки. В каждом центре у нас есть правила, мы с детьми их придумали, проговорили, некоторые правила мы распечатали, а некоторые дети сами зарисовали.
Результаты творчества детей преподносим в виде выставок и развесок в группе, приемной, на сайте образовательной организации и сайтах педагогов, родительских чатах.
Для реализации образовательного процесса в группе составляется план-
«паутинка», в котором отражается содержание деятельности в центрах ак-
тивности. Наполнение центров активности меняется в зависимости от темы недели. Нашей задачей является помочь детям раскрыть и углубить изучаемую тему с помощью наполнения центров. Здесь, конечно, не обойтись без помощи родителей. Их активное участие способствует эффективному педагогическому процессу и делает детский сад открытой системой.
В группе уже были проведены следующие проекты с детьми: «Здравствуй осень», «ПДД», «Моя семья», «Мама-солнышко моё» и сейчас работаем над проектом «Новогоднее настроение»
Сейчас пока детям сложно самим определяться с темой проекта, поэтому мы, воспитатели, сами с помощью наводящих вопросов выводим детей на тему проекта (так называемое - педагогическое продавливание).
Важным общим событием начала дня в группе стал утренний круг.
Групповой сбор в детском саду — время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор - это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.
Мы приветствуем друг друга, обсуждаем общие темы, работаем с календарем, рассказываем о своих чувствах, играем и поем, также на утреннем круге мы проводим презентацию центров активности и дети выбирают центр, в котором хотят работать.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности основывается на самоопределении. Мы стараемся увидеть каждого, оказать помощь и поддержку.
В центрах детей знакомим с предложенными материалами, обсуждаем
задания, дети делятся впечатлениями, если нужно обращаются за помощью к нам, взрослым. Дети могут за один день посетить несколько центров. Обязательным условием работы в центрах является правило «Закончил дело – приведи в порядок рабочее место».
По окончанию самостоятельной творческой работы детям дается сигнал колокольчиком и дети собираются на «итоговый круг» (рефлексия, чтобы показать свои работы другим детям и рассказать, чем они занимались.
Дети активно обсуждают свои работы, мы стараемся не критиковать и не исправлять произведения детей, а лишь направлять их, стараемся показать, что каждая работа для нас по-своему ценна.
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего дня пребывания ребенка в детском саду: это образовательная деятельность в центрах активности, в режимных моментах.
Но мы встречаемся с трудностями: «Детский совет», «Утренний круг» часто затянуты по времени, детям не всегда удается кратко поделиться своими новостями, высказать свою мысль. Также трудности в том, что многие дети при распределении своей работы в центрах активности не могут выбрать центр или наоборот, выбирают всегда один и тот же центр. Мы над этим работаем, прошло ещё очень мало времени.
На площадке для прогулок детей тоже постарались своими руками сделать атрибуты для игр, чтобы было интересно и познавательно. Сделали скамеечки, где можно посидеть в тишине, ширму в виде домика, где можно спрятаться от всех (это и «уголок уединения», и домик где можно поиграть в различные игры, прячась от непогоды, также есть рамка с натянутыми нитями и прищепками для того, чтобы можно было разместить на них либо продукт деятельности детей, либо картинки по проекту в данное время.
Первое организационное собрание провели в форме «Родительского совета» родители были осведомлены о том, что их ожидает, ознакомлены с программой «Вдохновение» и то как их дети будут развиваться в рамках этой программы. Негативных откликов с их стороны мы не наблюдаем.
Наоборот родители активно включились и с интересом ждут новых проектов, готовы помогать. Одна мамочка выдвинула идеи к новому проекту и предложила свою помощь в организации.
Мы считаем, что целостное и разностороннее развитие детей возможно только при создании системы благоприятных условий для развития.
В нашей группе мы стараемся создать мотивирующую образовательную среду для достижения лучших результатов личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей.
Наши дети учатся делать выбор интересной для них деятельности, планировать достижение цели, представлять результат своей работы.
Мониторинг эффективности образовательной программы проводится нами- педагогами, ведущими образовательную деятельность с детьми, с помощью технологии «Педагогические наблюдения» она позволяет нам понять каждого ребенка как личность. На основе результатов наблюдения стараемся создать для воспитанника комфортные условия, помогаем найти ему своё место в коллективе, вовлекаем его в жизнь группы, поддерживаем и поощряем активность и инициативу в познании.
Программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на создание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед.
Реализация данной программы позволяет вывести ребенка на качественно новый уровень: из объекта воздействия ребенок превращается в активный субъект и полноправного участника образовательных отношений, что особенно актуально в свете модернизации государственной системы образования.
Используемая литература:
- «Формирование ключевых компетентностей учащихся» Даньшина А. В
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»/под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой /М. : Издательство «Национальное образование» 2019, -336с.
-Наблюдение за развитием детей от 48 до 72 месяцев и протоколирование результатов: учебно-практические пособия для педагогов дошкольного образования/У. Коглин,Ф. Петерман/ под ред. С. Н. Бондаревой. – М. : Издательство «Национальное образование», 2016. – 104с.
-Проектная деятельность в дошкольной организации : учебно-практические пособия для педагогов дошкольного образования/ Е. Райхерт – Гаршшхаммер; под ред. Л. В. Свирской. - М. : Издательство «Национальное образование»,2018. – 112с.
-Ресурсы местного сообщества в образовательной деятельности детского сада: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Л. В. Михайлова-Свирская, - М. : Издательство «Национальное образование», 2018. - 96с.
-Применение портфолио в дошкольных организациях : 3-6 лет: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ А. Бостельман, М. Финк; под ред. Л. В. Свирской. –М. : Издательство «Национальное образование», 2015 – 124с.
-Педагогические наблюдения в детском саду: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Л. В. Михайлова-Свирская, - М. : Издательство «Национальное образование», 2017 – 128с.
-Творческая мастерская в детском саду: рисуем, лепим, конструируем: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ А. Бостельман, М. Финк; под ред. И. А. Лыковой. – М. : Издательство «Национальное образование»,2020, -108с.
-Детский совет: методические рекомендации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования/ Л. В. Михайлова-Свирская. – 2-е изд. – М. : Издательство «Национальное образование», 2018, - 80с.