Ирина Дадаева
Эффективные формы работы с родителями в условиях перехода на ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные формы работы с родителями в условиях перехода на
ФГОС.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни воспитуемого. В силу этого, повышение педагогической культуры родителей, я рассматриваю как одно из важнейших направлений в работе по духовно- нравственному воспитанию.
Публикация «Эффективные формы работы с родителями в условиях перехода на ФГОС» размещена в разделах
С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. В нашем детском саду ведется большая работа по педагогическому просвещению и образованию родителей.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим
самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем
воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Воспитатель, работающий с детьми, должен хорошо себе представлять типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям.
Типы семей:
- патриархальная или традиционная - внутрисемейные роли строго
распределены, в семье господствует абсолютная родительская власть и
авторитарная система воспитания;
- детоцентристская семья или современный тип семьи – в такой семье
желанный ребенок превращается в объект родительской любви
и привязанности;
- супружеская семья или постсовременный тип семьи – такую тактику
семейного воспитания называют сотрудничеством.
Общаясь с родителями, я выделила семь видов авторитетов родителей : авторитет подавления, родительского положения, педантизма, назидания, авторитет любви, доброты, подкупа и семь стилей семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувственный и гармоничный. Полученные знания помогают построить процесс воспитания, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе.
Основные направления сотрудничества воспитателя с родителями :
-мониторинг уровня воспитанности и особенности семьи (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.
Я предлагаю родителям анкету, данные которой помогают получить первую информацию о педагогическом просвещении родителей, и в дальнейшем спланировать консультации, собрания, беседы с родителями.
- педагогическое просвещение родителей;
Формы работы : родительские конференции, собрания,
консультации, дискуссии, круглый стол, презентация творческих проектов, устный журнал, день открытых дверей…
Примерные темы совместного обсуждения и просвещения родителей :
1. Особенности адаптации ребенка в детском саду.
2. Значение режима дня в жизни дошкольника.
3. Взаимоотношения взрослых в семье – пример подражания для маленьких.
4. Права и обязанности ребенка в семье.
5. Здоровье ребенка – основа успешности в развитии.
Большое значение придаю презентации семей «Давайте познакомимся». Родители вместе с детьми готовят выставки поделок и семейных коллажей, конкурсы. Провожу нестандартные родительские собрания в форме обмена мнениями, где предлагаю педагогические ситуации. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.
- следующее направление работы с родителями – вовлечение их в воспитательный процесс.
Формы деятельности : праздники, соревнования, экскурсии, акции, ярмарки, благотворительность, дни творчества. Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио выходного дня.
Разделы портфолио:
1. «Моя семья» (фото семьи, девиз семьи, семейное древо).
2. «Традиции семьи» (семейные увлечения, любимые праздники, блюда, хобби).
3. «Папа,мама,я – дружная семья» (рассказ о поездках, конкурсах, экскурсиях).
4. «Мне очень нравится…» (отзыв ребенка о проведенном выходном дне с родителями….
- четвертым направлением является: участие родителей в воспитательном процессе детского сада.
Духовно – нравственное развитие личности начинается в семье. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, пространство семья – детский сад и стремиться к тому, чтобы детский сад был не только учреждением, где воспитывают, но и «социальной семьей» ребенка.
Перед нами, воспитателями, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.
Литература.
1. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
2. Рожков М. И, Организация воспитательного процесса. М. : ГИЦ-В, 2003.
3. Осипова М. П. Работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива»,2003.