Ольга Постика
Эффективное использование специализированного оборудования для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка»
Постика Ольга Александровна
Елизово, 2022
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
В ФЗ № 273 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г. и ФГОС ДО продиктованы требования о получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Темочки:
Опираясь на опыт работы в группе компенсирующей направленности, в которой обучаются воспитанники с ТМНР, мы отметили, что ежегодно цели и задачи воспитания и обучения меняются в зависимости от контингента детей, именно по этой причине существует необходимость приобретать и осваивать на практике, современные и более эффективные технологии, для достижения поставленных целей и задач.
В 2021-2022 учебном году в нашем детском саду, в группе компенсирующей направленности, воспитываются 9 детей с ОВЗ, имеющие множественные нарушения в развитии: задержка психического развития, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, умственная отсталость, нарушения слуха и зрения, а также тяжелые нарушения речи.
Состав группы неоднородный по возрасту и уровню развития. Все воспитанники группы имеют ярко выраженные индивидуальные особенности. Взаимодействуя с воспитанниками, мы сталкиваемся со специфическими особенностями моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, интеллектуального, речевого, социально-коммуникативного развития детей.
У детей нарушена интеллектуальная работоспособность, имеются серьезные нарушения общей и мелкой моторики, дети испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, наблюдается недоразвитие сенсомоторной сферы. У некоторых наших воспитанников отсутствуют выраженные эмоциональные проявления – они вялы, пассивны, другие проявляют несдержанность, неконтролируемую агрессию. Зачастую, дети не проявляют потребности в продуктивном взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Продуктивное взаимодействие с детьми реализуется только в индивидуальной форме или при работе в малой группе – 2-3 ребенка.
У большинства детей затруднен процесс коммуникации: присутствует серьезные нарушения функций речи, трудности в понимании обращенной речи, ограничен как активный, так и пассивный словарный запас.
У некоторых воспитанников группы прослеживается интерес к игровой деятельности, сюжетно-ролевой игре, однако игра не развернутая, не соответствует возрасту.
В свободной деятельности воспитанники не самостоятельны, безынициативны, без помощи взрослого не могут найти себе занятие.
Культурно-гигиенические навыки сформированы недостаточно, а зачастую и вовсе отсутствуют, детям требуется постоянный контроль со стороны взрослого. У многих детей сниженный аппетит, выраженная избирательность в еде, либо отсутствует чувство насыщения.
Основная часть воспитанников с трудом соблюдают правила безопасного поведения, требуется постоянный контроль со стороны взрослого.
Таким образом, у детей с ТМНР отмечаются психомоторная расторможенность, возбудимость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, импульсивность, чувство тревоги, агрессии, а также отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушений речи.
Неоценимым помощником в преодолении проблем обучения детей с ОВЗ становится специализированое оборудование.
Исходя из выше перечисленного, нами были поставлены следующие цели и задачи на 2021-22 учебный год:
Цель работы: создание условий для позитивной социализации и всестороннего развития ребенка с ОВЗ в видах деятельности, адекватных его психофизиолгическим особенностям; всестороннее развитие потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств посредствам использования специализированного оборудования.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы при использовании специализированного оборудования :
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
• развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений;
• развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности;
• физическое и моторно-двигательное развитие;
• сенсорное развитие: вестибулярные и кожно-кинестетические ощущения, зрительное, слуховое и тактильное восприятие;
• формирование пространственно-временных представлений и ориентировок: ощущение собственного тела в пространстве, квазипространственные представления.
Для достижения поставленных целей и задач, мы используем следующее специализированное оборудование, которое является незаменимым и эффективным в работе с воспитанниками нашей группы: балансиры; фитболы; «Дом совы»; интерактивная светозвуковая панель «Лестница света 12 ячеек».
Описание и применение оборудования :
Использование балансиров способствует развитию ловкости и равновесия. Занятия на балансире воздействуют на мозжечок, который отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, координацию движений, память и речь.
Систематически применяя в работе балансир с детьми ТМНР можно прогнозировать следующие улучшения:
- уровень концентрации внимания;
- все виды памяти;
- развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения;
- математические и логические способности;
- анализ и синтез информации;
- работу эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения на специальных коррекционных занятиях, проводимых логопедами, психологами, дефектологами, а так же воспитателем во время индивидуальной работы с воспитанником.
В нашей работе мы применяем балансир перед началом коррекционных занятий. В свою работу мы включаем упражнения на равновесие, координацию движения, что существенно повышают результативность. Во время упражнений, балансируя на доске, ребенок удерживает положение своего тела и выполняет определенные задания, которые постепенно становятся сложнее. Работая с балансиром можно включать определенные атрибуты: мяч-маятник, мячики, мешочки и т. д.
Применение данного оборудования показано при следующих состояниях: ЗРР разной степени тяжести; ЗПР; синдром дефицита внимания и гиперактивности; аутизм и другие состояния аутистического спектра; отставания в развитии моторики и координации, в том числе при ДЦП; несовершенство работы вестибулярного аппарата; поведенческие нарушения; несобранность, повышенная отвлекаемость; нарушения осанки.
Результаты занятий на балансировочной доске:
- улучшится моторно-зрительная координация;
- двигательные и интеллектуальные способности ребенка синхронизируются;
- улучшится концентрация внимания;
- разовьётся пространственное воображение;
- повысится уровень интеллекта.
В своей работе мы также используем фитбол, он применяется в основном для занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей. А также с помощью фитбол-гимнастики происходит развитие и коррекция психомоторной, речевой и эмоциональной сфер детей с ОВЗ. Мы стараемся объединить работу инструктора по физической культуре, педагога – психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя в единую систему. Сочетание работы специалистов и педагогов дает дополнительные возможности для развития каждого ребенка, в основном с речевыми нарушениями.
Занятия с мячом:
- укрепляют мышцы спины и брюшного пресса;
- создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки;
Кроме того, происходит тренировка
- сердечно-сосудистой, дыхательной системы;
- развивается выносливость;
- повышается подвижность и гибкость позвоночника;
- упражнения на мяче способствуют развитию силы;
- заряжают энергией, усиливают кровообращение и обмен веществ.
Одна из задач фитбол гимнастики в дошкольном возрасте - развитие речи. В нашей работе занятия при помощи фитбола помогают заинтересовать детей, закрепить правильное звукопроизношение. Мы проводим упражнения, сидя на фитболе, выполняя речевую гимнастику, и всё это в сочетании с согласованными движениями рук и ног. Также упражнения выполняются и в других исходных положениях. Стихи и речёвки коррекционной направленности, которые нам рекомендует учитель-дефектолог в сочетании с упражнениями на фитболе способствуют развитию речи детей дошкольного возраста, вырабатывают интонационную выразительность, ритмичность.
В начале 2020-21 учебного года в нашей группе появилось новое оборудование – «Дом Совы». Это уникальное пространство, где ребенок, а также взрослый познает свой внутренний и окружающий мир через движение. Это безопасное место, где можно познавать свои движения, возможности тела. Двигательная чувствительность активирует стимуляцию кожных рецепторов, от которых в мозг поступают импульсы о новых впечатлениях. Кожная чувствительность способствует появлению различных эмоций. Все это благотворно влияет на формирование образа своего тела, осознания себя в этом мире.
Занятия, которые проводятся в «Доме Совы» рекомендованы при проблемах двигательной системы, ДЦП легкой формы, аутистических расстройствах, задержках развития.
Специальные упражнения нагружают зрение, слух, тактильное восприятие, вестибулярный аппарат. Особенность в том, что все снаряды висят в воздухе. Меняя способы подвешивания от неподвижного до раскачивающего горизонтально, закручивающего вокруг вертикальной оси, пружинящего вверх-вниз, можно регулировать нагрузку. Это позволяет выбрать уровень сложности упражнений с учетом потребностей ребенка. Взрослый не навязывает свои правила, а строит диалог с ребенком. Такое взаимодействие ребенка с педагогом предполагает чередование спонтанных движений и действий, выполняемых по заданию взрослого.
Применяя оборудование «Дом Совы», мы пользуемся главным принципом, не навязать свои правила, а построить диалог с ребенком.
Благодаря сенсорно - динамическому комплексу «Дом Совы», мы помогаем детям преодолеть проблемы: двигательной активности; нарушения навыков общения; ДЦП легкой формы; гиперактивности; аутистических расстройств; тревожности, агрессивности.
Сенсорно-динамический комплекс «Дом Совы» включает в себя следующие подвесные снаряды:
• Бревно - выполняет множество функций от качелей до боксерской груши.
• Бочка - можно использовать как в лежачем, так и в подвешенном состоянии. Дети могут качаться или кружиться как в центрифуге.
• Тоннель совы - данный тренажер является очень полезным для детей так как позволяет детям учиться самостоятельному перемещению по неустойчивым поверхностям, развивая вестибулярный аппарат, зрительную и моторную систему. Снаряд подходит для детей неактивных, неуверенно двигающихся; детей, которые боятся и не желают играть в подвижные игры. Или, наоборот, активные дети, постоянно врезающиеся, бегающие.
• Саволет - сенсорный гамак из специальной тянущейся ткани. Тренирует вестибулярную систему. По всей поверхности тела образуется равномерное давление, позволяет лучше ощущать свое тело, руки, ноги. Это важно для координации, ориентировки в пространстве, развивает ловкость, силу и фантазию.
• Яйцо совы – дает ощущение безопасности и комфорта.
• Платформа - подвесной снаряд для занятий по методу сенсорной интеграции. Данный снаряд мы используем для игр и развивающих занятий. Он помогает укрепить опорно-двигательный аппарат, способствует профилактике нарушении осанки и плоскостопия. Подходит детям, которые боятся потерять прочную опору под своими ногами и слишком осторожны. Также помогает детям формировать схему тела и свое положение в пространстве.
• Светозвуковая панель с интерактивным управлением «Лестница света» - предназначена для зрительной и звуковой стимуляции, проведения интерактивных игр, выработки причинно-следственных связей и педагогической работы по вызыванию речи. Принцип работы: количество зажигающихся световых ячеек (всего их 12) зависит от громкости издаваемых вокруг звуков. Панель используется для индивидуальных и групповых занятий с детьми.
Наш опыт свидетельствует о том, что в результате использования ресурсов созданной предметно-пространственной среды нашей группы, у детей значительно повышается интерес к занятиям.
Всё перечисленное нами оборудование направлено на уменьшение гиперактивности, релаксацию, снятие стресса, дополнительную стимуляцию к речи. Оно помогает справиться с навязчивыми детскими страхами; улучшить память и внимание; понизить утомляемость; снизить агрессивность и конфликтность; мотивирует детей к познанию и исследованию окружающего мира; активизирует речь и творческий потенциал; выявляет таланты, развивает воображение.
Постоянное пополнение среды групповой комнаты специализированным оборудованием делает коррекционную деятельность интересной, комфортной, эмоционально-обогащенной и, конечно, развивающей.