Виолетта Камалова
Взросло-детские проекты
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проектной взросло-детской деятельности обогащает воспитательно-образовательный процесс. Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды (экскурсии к объектам социальной среды, встречи с интересными людьми разных профессий, практические полезные дела и др.)
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:
В младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
Публикация «Взросло-детские проекты» размещена в разделах
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желание пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Учитывая возрастные психологические особенности детей, мы разработали поэтапный план-схему осуществления проекта, где отразились наиболее яркие формы работы по данному направлению. Для детей этот алгоритм мы перевели в схему реализации проекта, моделирующей коллективную творческую деятельность. Совместно с детьми выстроили последовательность реализации проекта, продумали фигуры-знаки, обозначающие определенное действие.
Начало работы над проектом определяет возникшая в процессе деятельности проблема. Самостоятельно, либо прибегнув к помощи педагога, дети определяют цель проекта, прогнозируют результат. Объединение в группу может возникнуть по разным причинам. Это и общие интересы, и помощь товарищам и другие. На следующем этапе, объединившись в группу, дети решают к кому обратиться за помощью, где можно найти интересующую информацию, вступая в коммуникативные отношения. Педагог принимает равноправное участие, ненавязчиво направляет действия детей, предлагает оптимальные варианты сбора информации. Это может быть совет обратиться за помощью к родителям, рассмотреть иллюстрации, книги и т. д. Происходит обогащение опыта детей. На следующем этапе совместно с педагогом обобщается собранная информация. Все ответы детей фиксируются либо в тетрадь, либо в альбом педагогом или воспитанниками. Сосредотачивается внимание на том, что все сообща получили максимальную информацию об объекте. Далее идет этап планирования. Выбираются средства, способы действия, распределяются роли. Последний этап – завершение реализации проекта, где подводится итог работы, соотносится готовый результат с планируемым.
Ролевой – игровой проект для взрослых и детей туристической пешеходной прогулки “В город пожаловала осень!” был реализован в рамках образовательного проекта “Здоровье маленького горожанина”. Его цели: формирование хорошего состояния здоровья и воспитание гражданина своего города.
Задачи проекта :
• повышение выносливости, сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;
• совершенствование основных видов движения;
• развитие творческой активности, познавательных процессов;
• воспитание потребности узнавать о природных ценностях родного города.
“Детская” задача проекта : сбор фактов, подтверждающих наступление осени.
Презентацией работы по проекту стали : альбом иллюстраций “Краски осени”, конкурс чтецов среди детей подготовительных групп “Здравствуй осень, подруга моя дорогая”, выставка рисунков детей “Город осенний”, сборник рассказов детей об осени, эскизы детей для оформления музыкального зала, совместное с родителями развлечение “Кафе “Осенние мотивы”.
Работа в рамках данного проекта проводится с детьми и их родителями ежегодно, результаты деятельности были неоднократно представлены на городских и региональных конкурсах. Награждены почетной грамотой в городской конференции по нравственно – патриотическому воспитанию “Воспитание маленького горожанина”, благодарственным письмом на городском конкурсе методических материалов к образовательной программе “Я и город”, благодарственным письмом городской научно-практической конференции “Образование – забота общая”.
Проект “Диалог с семьей” рассматривается нами как часть работы по сотрудничеству семьи и дошкольного учреждения и представляет собой тематический цикл творческих проектов с участием родителей и воспитанников.
Цель проекта :
Повысить качество отношений “семья – детский сад”.
Задачи проекта :
• повышение педагогической культуры родителей и воспитанников детского сада;
• привлечение родителей к совместной с детьми и педагогами деятельности;
• определение рои семьи в формировании нравственно-этических ценностей личности ребенка.
Предполагаемым результатом от внедрения данного проекта является :
• улучшение взаимодействия воспитателей и родителей;
• создание содружества в структуре “семья – группа – детский сад”;
• активизация традиционных и современных форм работы с семьей.
Проект включает в себя следующие направления:
1) рисуем “Портрет семьи” - создание “визитной карточки семьи”;
2) создаем “Семейное древо” - оригинальное представление родословной;
3) организуем “Сладкий вечер” - представление семейных рецептов, полученных по наследству;
4) создаем “Альбом семейных историй и традиций” - собрание занимательных историй, связанных с процессом воспитания в семье.
Данный цикл проектов при условии тщательной подготовки каждого из них, последовательно реализуется в группах детей в течение года.
Работа над проектом строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители стали активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимали участие в изготовлении книжек - самоделок, плакатов, коллажей, выпуске газет, которые использовались для оформления и дизайна группы. С их помощью воспитатели приобрели познавательную литературу для детей.
Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволило создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка.
Дошкольники учились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектной деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.
Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.