Паршина Юлия Геннадьевна
Взгляды Л. Н. Толстого на математическое образование дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование характеризуется введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОО, в котором представлены целевые ориентиры и направления работы в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений. В частности, в ФГОС ДОО указывается на необходимость развития у дошкольников в различной деятельности психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, а также способность к мыслительной деятельности, умений сравнения, анализа, обобщения, установления простейших причинно-следственных связей. Умственное развитие детей дошкольного возраста представляется важным направлением в работе воспитателя, которое реализуется в полной мере при формировании дошкольниками математических представлений, влияющих на формирование умственных действий.
Публикация «Взгляды Л, Н, Толстого на математическое образование дошкольников» размещена в разделах
Разработка вопросов формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста началась в V – вв. ; в трудах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого рассматривались содержание и методы обучения детей арифметике и формированию представлений о размере, мере измерения, времени и пространстве.
Опыт педагогов прошлого чрезвычайно ценен в практической деятельности педагогов, некоторые формы, методы, средства, рассмотренные в педагогических системах педагогов, используются на современном этапе в дошкольном образовании. В связи с этим важным является изучение взглядов педагогов прошлого на математическое развитие детей дошкольного возраста, в частности, в данной работе будут представлены взгляды Л. Н. Толстого на математическое развитие дошкольников.
Проблема математического развития детей дошкольного возраста в трудах Л. Н. Толстого достаточно слабо представлена в современных исследованиях, анализ и обобщение трудов педагога по организации обучения в Яснополянской школе, а также анализ «Азбуки», в которой отдельным разделом представлен «Счёт», позволило выделить основные направления разработки вопросов математического развития, а также рассмотреть формы, методы, средства формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Научно-практическая работа Л. Н. Толстым в плане обучения детей математике велась в четырё х направлениях:
- критическое осмысление западной и отечественной методики обучения математики;
- разработка содержания, методов обучения математике детей, апробированная в Яснополянской школе;
- опубликование учебника арифметики, а также методических рекомендаций по обучению детей математике, в которых представлены новые методы;
- защита новой системы математике детей в связи с критическими замечаниями педагогов того времени, а также проверка эффективности данной системы при проведении сравнительного эксперимента (впервые проведённого в русских школах).
Л. Н. Толстым отмечались схематизм и одноплановость в обучении математике детей в системах И. Г. Песталоцци, А. В. Грубе и др. педагогов. Система обучения детей математике включала следующие положения:
- основной принцип – не обучение, а изучение с опорой на «генетический» принцип;
- использование развивающего обучения с опорой на возраст и психические особенности детей. Педагогом отмечается, что для понимания математики «необходим известный возраст»;
- введено понятие «народной арифметики», основой которой служила организация работы с использованием числовой смекалки, упражнений с конторскими счётами, решении задач, которые связаны с жизнью.
Некоторые предложенные Л. Н. Толстым упражнения используются и в современном обучении, к примеру, применение счётов при обучении детей арифметическим действиям, освоении состава числа, кроме того, используются широко задачи, которые связаны с жизнью – всё это является актуальным при отборе содержания материала для обучения детей дошкольного возраста.
В 1872 году Л. Н. Толстым была издана «Азбука», одним из разделов которой был раздел «Счёт». В содержание обучения детей, согласно этому разделу, входило обучение детей счёту «вперёд» и «назад» в пределах ста, нумерация в пределах ста. Основными методами обучения были практические действия и игра.
Чуть позже данное содержание вошло в учебник «Арифметика», в котором были представлены таблицы с названиями чисел, их запись (славянское, римское, арабское счисление, сопровождал материал рисунки, на которых было отражено, каким образом откладывается каждое число на счётах.
Кроме нумерации, детей учили счёту, арифметическим действиям (сложению и вычитанию, причём обучение шло сразу и с однозначными, и с многозначными числами, к примеру, «Если считать так: два и три будет пять, 2+3=5; четыре и шесть будет десять, 4+6=10; сто тридцать два и двести тридцать семь будет триста шестьдесят девять, 132+237=369, – то делаешь сложение. Если считать так: пять без двух останется три, 5–2=3; десять без шести останется четыре, 10–6=4; триста шестьдесят девять без ста тридцати двух останется двести тридцать семь, 369–132=237, – то делаешь вычитание».
После объяснения нового материала предполагались многочисленные упражнения.
В содержание обучения также входило знакомство с простыми задачами, к примеру, такими: «1) У двух мужиков 35 овец. У одного на 9 овец больше, чем у другого. Сколько у каждого овец?
2) У одного мужика 23 овцы, а у другого на 7 овец меньше. Сколько у них вместе овец?
3) У одного мужика 26 овец, а у другого на 5 овец меньше. Сколько у них вместе овец?
4) У двух мужиков 40 овец, а у одного меньше против другого на 6 овец. Сколько у каждого?
5) У двух мужиков 50 овец, а у одного 15. На сколько овец у него меньше против другого?».
Итак, в математическое развитие детей дошкольного возраста входило следующее содержание: знакомство со счётом, нумерацией чисел в пределах 100, счёт в прямом и обратном порядке, выполнение арифметических действий (сложения и вычитания, решение простейших арифметических задач. Использовался практический и игровой методы. В качестве средства обучения выступали счёты. Другим сторонам математического развития (знакомству со временем, формирование пространственных представлений, знакомство с величинами, формой предметов) не уделялось должного внимания.
Итак, нами были изучены основные взгляды Л. Н. Толстого на математическое развитие детей дошкольного возраста. Отметим, что в качестве основных принципов обучения были развивающий характер обучения, учёт возрастных и психических особенностей детей, применение практических и игровых методов обучения. В содержание обучения входило: знакомство со счётом, нумерацией чисел в пределах 100, счёт в прямом и обратном порядке, выполнение арифметических действий (сложения и вычитания, решение простейших арифметических задач.
Говорить о какой-то системе обучения математике Л. Н. Толстым не приходится, его деятельность может быть определена как начальный основополагающий этап в последующем развитии методики формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Сидоров С. В. Особенности организации учебного процесса в Яснополянской школе Л. Н. Толстого [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. – URL : https://si-sv.com/publ/16-1-0-44
2. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. – В 3-х томах. Том 2. – М. : Педагогика, 2001. – 390 с.
3. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. - М. : Академия, 2000. - 272с.