Татьяна Гамм
Взаимоотношения педагога и ребенка в «свободной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы знаем, что основные убеждения наши в том, что единственный метод образования есть опыт, а единственный критериум его есть свобода, для одних прозвучат избитой пошлостью, для других - неясной отвлеченностью, для третьих - мечтой и невозможностью»
(Л. Н. Толстой)
В настоящее время наблюдается тенденция, основанная на постоянном самосовершенствовании личности, осознающей, и умело использующей свой творческий потенциал.
Публикация «Взаимоотношения педагога и ребенка в „свободной школе“» размещена в разделах
Актуальные на современном этапе развития педагогической науки идеи воспитания свободной творческой личности, осознания ценности развития индивидуальных качеств каждого ребёнка выдвигались педагогами и философами на всём протяжении исторического времени.
На Западе данный феномен изучали такие педагоги, как М. Монтень, М. Монтессори, Ж. Ж. Руссо, в России идеи свободного воспитания развивали Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, К. Н. Вентцель и многие другие.
Ж. -Ж. Руссо особое место в своей философии уделял проблеме воспитания, он видел необходимость воспитывать «человека с головой мыслителя и руками ремесленника» и был убежден, что лучше «заставить людей поступать хорошо по собственному желанию, чем принуждать их к тому же с помощью силы». Ж. -Ж. Руссо определял деятельность педагога так : «Уметь ничего не делать с воспитанником – вот первое и наиболее трудное искусство воспитателя». Он считал, что ребенка заставлять не нужно, необходимо давать свободу выбора. Педагог, по мнению Руссо, не должен учить ребенка тому, что ребенок не в силах узнать. Воспитание у Руссо представляется более отрицательным: он желает образовать силы ребенка тем, что охраняет их наблюдением.
В ряду наиболее ярких последователей Ж. -Ж. Руссо был Иоганн Генрих Песталоцци.
И. Г. Песталоцци считает, что ребенка все–таки необходимо обучать, но обучать естественно и разумно, но в центре все равно ребенок. Педагог действует исходя из желаний ребенка, не навязывает, а заинтересовывает.
Российский педагог, писатель Л. Н. Толстой свои идеи познания мира отразил в методах обучения, которые практиковал в школе для крестьянских детей «Ясной Поляне».
Вслед за Ж. -Ж. Руссо Л. Н. Толстой считал, что учителя не имеют права принудительно воспитывать детей, в основу образования должна быть положена свобода выбора.
Дело учителя - следовать и развивать ребенка. Эта идея получила отражение в педагогических статьях Л. Н. Толстого и его учебных книгах. С «Азбукой», составленной в 1872, и «Новой азбукой», написанной в 1875 годах, Л. Н. Толстой связывал самые гордые мечты. Он полагал, что несколько поколений русских детей, «от мужицких до царских», будут учиться по ней и получат из нее первые впечатления. «Написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть», - делился своими мыслями Л. Н. Толстой.
В статье «Воспитание и образование», которая была опубликована в журнале «Ясная Поляна» в 1862 г, Л. Н. Толстой критикует университетских учителей, критикует невозможность студентов спорить и задавать вопросы лекторам. «При современных условиях образования, чтение лекций профессорами есть только забавный обряд, не имеющий никакого смысла; готовит не таких людей, каких нужно человечеству, а таких, каких нужно испорченному обществу».
Но в конце этой же статьи хвалит учителей из отчисленных студентов, которые преподавали в Ясной Поляне. Толстой признает за лектором, читающим ту или иную научную дисциплину, «право передавать слушателям свои взгляды по тому или другому вопросу и рекомендовать тот метод изучения, который он признает наилучшим». Толстой считает, что «нельзя запретить человеку, любящему и читающему историю, пытаться передать своим ученикам то историческое воззрение, которое он имеет».
Однако самым важным в образовании, по мнению Л. Н. Толстого, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно – нравственного учения. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, т. е. содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями, по мнению Л. Н. Толстого являются религия и нравственность.
Идеи Л. Н. Толстого получили дальнейшее развитие в деятельности К. Н. Вентцеля, И. И. Горбунова - Посадова, М. Монтессори и многих других педагогов конца XIX- начала XX веков.
Красной нитью «свободного воспитания» идет свобода выбора. Ребенок выбирает, чем он будет заниматься и когда. Педагог следует за ребенком, не торопит, не осуждает, а идет рядом и поддерживает.
Ж. -Ж. Руссо идеальным педагогом считает гувернера, который является другом и соратником ребенка.
В «свободной» школе педагог должен быть наблюдателем и создать для ребенка образовательную среду, позволяющую ему получать знания. Педагог не ведет детей, а идет рядом, каким бы уровнем развития ребенок не обладал. Л. Н. Толстой пишет: «Я воспитывал своих яснополянских мальчиков смело.». В 1909 г. он ответил прямо: «То разделение, которое я в своих тогдашних педагогических статьях делал между воспитанием и образованием, – искусственно. И воспитание, и образование нераздельно».
В чем выражалась эта смелость? Смелость мысли, смелость выбора, смелость слова….
Рецензент «Отечественных записок» писал: «В журнале графа Толстого мы приветствуем первый русский педагогический журнал, а в его школе – первую школу, в которой рационально и с успехом проводится в жизнь учение о необходимости любви между учителем и учениками, как основа школы».
Я полностью поддерживаю взгляды Ж. -Ж. Руссо и Л. Н. Толстого. Я согласна, что педагог не должен заставлять учиться, а должен воспитать в ребенке желание учиться и познавать новое. Между педагогом и ребенком должна завязаться дружба, чтобы педагог воспитывал смело, а ребенок чувствовал свободу.
Список использованной литературы
1. Воспитание и образование, 1862 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tolstoy.ru/creativity/journalismguide/57.php.
2. Бахтин, Н. Н. Руссо и его педагогические воззрения [Текст] / Н. Н. Бахтин. - Русская школа, 1912. - №9-12.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие для педагогических учебных заведений [Текст] / Под ред. академика РАО А. И. Пискунова. - М. : ТЦ " Сфера", 2001.- 512 с.