Юлианна Сытникова
Взаимосвязь стиля родительского воспитания и эмоциональной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме влияния стиля родительского воспитания на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Раскрываются классификации и содержание гармоничных и дисгармоничных стилей родительского отношения. Делается акцент на описании негативных последствий для эмоциональной сферы дошкольников. Наличие в семье дисгармоничных стилей воспитания. Даются общие рекомендации по поддержанию благополучного эмоционального состояния и развития детей.
Публикация «Взаимосвязь стиля родительского воспитания и эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, эмоциональное развитие, семья, семейное воспитание, родители, стили родительского воспитания.
Эмоции являются психическим процессом, при помощи которого осуществляется импульсивная регуляция поведения. Данный процесс представляет собой чувственное отражение значимости внешнего воздействия и является генерализованной реакцией организма на такое воздействие. Определение «Психологического словаря» характеризует эмоции следующим образом : они являются «особым классом психических процессов и состояний», которые зависят от инстинктов, потребностей и мотивов [4]. Эмоции отражают как непосредственное переживание (удовлетворение, радость, страх и т. д.) значимость для жизнедеятельности индивида воздействия на него какого-либо явления или ситуации.
Дошкольный возраст характеризуется в целом спокойной эмоциональностью, детям в этом периоде развития не свойственны сильные аффективные вспышки и конфликты по незначительному поводу [7].
Эмоциональный фон становится относительно стабильным, так как изменяются образные представления ребенка об окружающем мире, становятся более свободными и мягкими по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия раннего возраста. Если в раннем детстве эмоциональная жизнь ребенка была обусловлена особенностями той конкретной ситуации, в которую он был включен, то в дошкольном возрасте появление образных представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и значимость сиюминутных затруднений воспринимается им уже не так остро [2].
Известно, что эмоциональное развитие ребенка напрямую зависит от того, каков стиль родительского воспитания и особенности семейной среды. Стиль семейного воспитания определяет характер общения между ребенком и его родителями. Постоянные и полноценные детско-родительские контакты, внимательное отношение к ребенку создают необходимые условия, в которых личность ребенка, в том числе ее эмоциональная составляющая, развиваются естественным, спокойным и плодотворным образом. Совсем иную картину можно наблюдать в случае, когда внимание со стороны родителей недостаточно, когда ребенок недополучает родительского общения. Неполноценная среда развития может даже привести к задержке развития у ребенка [5].
Таким образом, стиль родительского воспитания является важным фактором формирования личности ребенка, в том числе – его эмоционального развития, так как родители и семья в целом оказывают самое интенсивное и самое длительное воздействие на личность подрастающего человека [3].
Эмоциональная сфера ребенка развивается в непосредственной зависимости от того, каков эмоциональный фон в семье и каковы особенности эмоционального склада его родителей. Неоднократно отмечалось, что у тревожных родителей вырастают тревожные дети, что агрессия в семье вызывает агрессивное поведение ребенка в общении со сверстниками и т. д. [3]
Итак, можно утверждать, что в эмоциональном развитии ребенка важную роль играют стили, или типы, родительского воспитания. Стиль воспитания в семье является обобщенной характеристикой как сложных родительско-детских отношений, так и внутрисемейной ситуации в целом. Основой классификации стилей родительского воспитания является ряд следующих параметров [6] :
Эмоциональное принятие родителями ребенка, их заинтересованность в нем;
Забота, помощь, участие;
Последовательность в отношениях, определенность стиля семейного воспитания;
Строгость и требовательность;
Контроль аффективных проявлений со стороны родителей, сдержанность;
Тревожность родителей;
Внутрисемейные отношения между родителями.
Если рассматривать сочетание вышеперечисленных факторов с точки зрения математической статистики, то можно определить,что существуют 576 различных типов родительского воспитания, которые могут быть как «правильными», так и «неправильными». На практике же, как правило, наиболее часто встречаются следующие стили воспитания ребенка в семье [1].
Эмоциональное отвержение.
Жестокое отношение.
Повышенная моральная ответственность.
Противоречивое воспитание.
Гипопротекция (отсутствие контроля).
Гиперпротекция (чрезмерная опека).
Ипохондричность.
Безоговорочная любовь и принятие ребенка.
Последний стиль воспитания является самым лучшим и для ребенка, и для родителей. Эмоциональное развитие ребенка проходит наиболее успешно, когда он ощущает со стороны родителей безоговорочную любовь, защиту и поддержку. Разумеется, такой стиль не должен переходить в гиперпротекцию и вседозволенность. В сочетании с разумными педагогическими правилами и требованиями к ребенку такой тип семейного воспитания может принести наилучшие результаты в развитии его эмоциональной сферы.
Список литературы
[1] Дружинин В. Н. Псих л гия семьи. М., 2013. – 588 с.
[2] Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. 2-е изд. – СПб. : Питер, 2011. – 783 с.
[3] Лаптева Ю. А. Содержательные характеристики эмоционального развития детей дошкольного возраста / Ю. А. Лаптева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 3 (26). – С. 84-89.
[4] Общая психология. Словарь. Под ред. А. В. Петровского. М. : Владос, 2003. - 788 с.
[5] Саймн Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии. М., 2013. – 464 с.
[6] Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. М. : ЭКСМО-Пресс, 2010. 484 с.
[7] Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников / Е. Н. Юрчук. – М. : Сфера, 2008. – 128 с.
© Ю. Б. Никитина, 2019