Получи документы

Взаимосвязь родительских установок и самооценки у детей дошкольного возраста

Елена Крюкова
Взаимосвязь родительских установок и самооценки у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Успех трансформационных процессов современного российского общества в значительной степени определяется тем, насколько будут созданы условия для реализации свободы личности, насколько общество будет способствовать воспитанию человека в духе гуманизма, формированию у него нравственных ценностей: великодушия, доброты, взаимопомощи, чувство справедливости, ответственности. Именно такие добродетели формируются у ребенка под влиянием семьи как важнейшего социального института, обеспечивающего эффективное воспитание детей.

Публикация «Взаимосвязь родительских установок и самооценки у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В этом контексте особое значение приобретает воспитание у детей адекватной самооценки, способности к критическому мышлению, формирование устойчивых общественно значимых видов деятельности, которые основывались бы на правильно сформированной самооценке и отражали отношение ребенка к самому себе как к субъекту доброжелательных отношений с окружающими. Семья является источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, благодаря механизмам идентификации и подражания образцу отношений своих родителей, что сначала происходит на подсознательном уровне. Родительские установки сказываются на становлении ребенка, его психическом здоровье и на психологическом климате семьи. По словам В. А. Сухомлинского: «Семья - первый источник, с которого начинается большая река чувств и убеждений".

Проблемы связанные с воспитанием являются наиболее актуальными на сегодня, ведь некоторые родители не понимают какой вред они наносят своим детям, подавая им свой негативный пример, из-за своей неготовности воспитывать ребенка. Целью семейного воспитания является формирование качеств и свойств личности, которые помогают достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Опыт многочисленных поколений показывает, что к таким качествам принадлежит физическое здоровье, развитый интеллект, трудолюбие, нравственность, духовность, готовность к семейной жизни. Именно они и составляют главную цель семейного воспитания, исследованием психологических проблем которого занимались такие ученые, как: И. Бех, А. Бондаренко, А. Варга, А. Дмитренко, С. Ковалев, И. Кон, В. Нефедов и др.

Важнейшим фактором формирования полноценно функционирующей личности ребенка являются детско-родительские отношения в семье, на которые, в свою очередь влияет психологическое благополучие родителей, их представления о ребенке и родительские установки, как готовность к определенному типу взаимодействия с ребенком.

Как важная детерминанта психического развития ребенка детско-родительские отношения определяются следующими параметрами:

- характер эмоциональной связи: со стороны родителей - эмоциональное принятие ребенка, родительская любовь, со стороны ребенка - привязанность и эмоциональное отношение к родителям;

- мотивы воспитания и родительства;

- мера включенности родителей и ребенка в детско-родительские отношения;

- удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему со стороны родителей;

- стиль общения и взаимодействия с ребенком;

- способ решения проблемных ситуаций, поддержка автономии ребенка;

- социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество, способ контроля, санкции (поощрения и наказания, родительский мониторинг;

- мера устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Детско-родительские отношения непосредственно связаны с системой семейного воспитания. Для понимания важности влияния семейного воспитания на развитие идентичности ребенка уместно вспомнить утверждение В. А. Сухомлинского, который подчеркивал, что «воспитание - это не какое-нибудь специальное, искусственно организованное мероприятие, это прежде всего образ жизни».

Стиль семейного воспитания зависит от характера эмоциональных отношений родителей к ребенку и внутрисемейных отношений, уровня психологической общности родителей и детей и направленности воспитательного воздействия. Это целая система воспитания, которая предполагает осознание цели воспитания и его задач, целенаправленное применение методов и приемов, понимание того, что можно, а что нельзя допустить в отношении ребенка. Иными словами, стиль родительского воспитания представляет собой совокупность методов, способов реализации воспитательных воздействий, основанных на комбинации индивидуальных факторов (личностные качества, ожидания и представления и т. д.).

в психологических исследованиях имеется разнообразие трактовок стиля семейного воспитания; выделены значительное количество их типов. При этом зарубежные кросс-культурные исследования показали, что подходы к воспитанию детей являются достаточно общими для разных культур. Так, различные исследователи выделяют четыре основных стиля воспитания, которые различаются по уровню воспитания и любви, контроля за поведением детей и их выбором : авторитетный, авторитарный, либеральный, невключенный.

Эмоциональное отношение родителей к ребенку является основой, которая закладывает основы дальнейшего личностного развития. В континууме эмоциональных отношений родителей к ребенку выделяются варианты от безусловно положительного к откровенно негативного полюса:

- безусловно эмоциональное принятие ребенка, предусматривает дифференциацию отцом или матерью личности ребенка и его поведения и является наиболее благоприятным для развития ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение его потребностей в безопасности, любви, заботе.

- условное эмоциональное принятие (любовь, обусловлена достижениями, достоинствами и поведением ребенка, что провоцирует у ребенка возникновения тревоги и неуверенности.

- амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (наличие положительных и отрицательных чувств, враждебности и любви).

- индифферентное отношение (безразличие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия, в основе чего лежит несформированность родительской позиции, инфантильность и личностная незрелость.

- скрытое эмоциональное отторжение (игнорирование, негативное отношение).

- открытое эмоциональное отторжение ребенка.

Для описания сферы детско-родительских отношений в современных научных исследованиях используются понятия стиле семейного воспитания, родительские установки или родительские позиции, причем большинство ученых рассматривают феномен детско-родительских взаимоотношений с позиции родителей, отводя ребенку достаточно пассивную роль.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на детей» Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимно определяющих составных: осознаваемое и несознаваемое –.

Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей»Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Физическое и психическое развитие человека неразрывно.

Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки»Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки» Консультация «Формирование уверенного поведения, повышение самооценки» Детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефектаРазвитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта Традиционная «пятибалльная» система не используется при оценивании успехов детей со сложными и множественными нарушениями здоровья. Вообще.

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тест, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении и который используется.

Взаимосвязь воспитателя с родителями в период пандемии. Фото и видео отчётВзаимосвязь воспитателя с родителями в период пандемии. Фото и видео отчёт В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в нашей стране, педагогам приходится искать новые формы работы с воспитанниками и их.

Взаимосвязь педагога с детьми через родителей. Дистанционное занятие «Рисование методом тычка «Мать-и-мачеха»Взаимосвязь педагога с детьми через родителей. Дистанционное занятие «Рисование методом тычка «Мать-и-мачеха» Выполнение домашнего онлайн задания. Художественно-эстетическое развитие. Рисование методом тычка. "Мать-и-мачеха" Дополнение к прошлому.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь родительских установок и самооценки у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 17:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь родительских установок и самооценки у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Крюкова (УИ 2922843) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД