Марина
Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников в процессе подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Особенно важен дифференцированный подход при развитии физических качеств с детьми дошкольного и возраста. На это в своих работах указывает большая группа специалистов (Н. И. Пензулаева, 1988, Е. Н. Вавилова, 1986; и др.)
Отмечая, что необходимо обеспечить комплексное, гармоническое развитие двигательных способностей детей путем использования разнообразных средств, направленных, прежде всего на совершенствование ловкости, быстроты движений, гибкости, общей выносливости и силы отдельных мышечных групп. О необходимости развития в шестилетнем возрасте физических качеств и о благоприятном влиянии, в связи с этим, расширенного двигательного режима указывает в своих работах М. А. Правдов.
Публикация «Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников в процессе подвижных игр» размещена в разделах
Е. Н. Вавилова считает, что особая роль в совершенствовании физических способностей принадлежит целенаправленным физическим воздействиям. Ею был разработан вариант целевого развития физических качеств у старших дошкольников детского сада, в котором основные двигательные способности предлагается развивать направленно.
Целенаправленность определенных физических качеств у детей проявлялась в том, что в течение двух недель во всех формах занятий применялись упражнения с преимущественным содержанием на развитие определенного качества. Периодичность двухнедельных циклов занятий определяла последовательность работы над развитием физических качеств в течение года. Многие ученые в своих работах высказывались за комплексное воспитание физических качеств на каждом занятии, а В. Г. Фролов, за научно обоснованную возможность развития их с целевой направленностью на общую выносливость у детей от 4 до 7 лет.
Выносливость влияет на эффективность функционирования систем и работоспособность организма, представляет собой важный фундамент для использования физических качеств в систематическом обучении и развитии. В. Г. Фроловым показана возможность и эффективность воспитания общей выносливости при повышенной моторной плотности за счет циклических упражнений. Однако этот вариант в условиях ограниченного количества времени проблематичен, поскольку использование такой «спортивно направленной» методики уменьшает время, отводимое для обучения, и не позволяет совершенствовать двигательный опыт детей на основе разнообразных естественных движений.
Одним из путей повышения двигательной активности детей, является применение, как основных (программных, так и дополнительных упражнений; способствующих развитию физических качеств, количество которых, должно составлять для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) не менее 244 упражнений. Такой объем двигательных действий способствует благоприятной адаптации организма детей к физическим нагрузкам и не вызывает отрицательной реакции со стороны сердечно сосудистой системы.
В тоже время, специально подобранные дополнительные упражнения оказывают разностороннее воздействие на группы мышц, которые не участвуют в работе при выполнении основных упражнений и служат средством активного отдыха. Эти упражнения, как правило, должны быть хорошо знакомы детям, доступны для самостоятельного выполнения. Он рекомендует каждое дополнительное упражнение проводить на специально подготовленном месте, с использованием снаряда или инвентаря.
Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников в процессе подвижных игр.
Особенности развития познавательных процессов детей, развития физических качеств детей, использования подвижных игр :
Внимание – доминирует ориентация на слова и указания педагога. У детей формируется произвольное внимание, но непроизвольное остаётся преобладающим. Внимание сохраняется при поддержании интереса со стороны детей к чему-либо. Быстрота – детям доступна сложная реакция на движущийся объект и реакция выбора, то есть проявляется быстрота реакции в эстафетах, подвижных играх. Подвижные игры с выполнением заданий по определённому сигналу.
Подвижные игры с построениями и перестроениями, требующие концентрации внимания и повтора заданий до 3-4 раз.
Память - относительная роль непроизвольного запоминания снижается, прочность запоминания возрастает. Ребёнок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. Объём фиксируемого материала определяется эмоциональным отношением к нему, актуализацией образных компонентов мышления. Ловкость – дети согласованно, последовательно выполняют движения, проявляют быструю сообразительность, инициативу в изменяющихся условиях подвижной игры, используя пространственные и временные ориентировки. Выполнение основных движений (бег, прыжки, метания, лазания, направленных на развитие двигательной памяти :
-запоминание;
-припоминание техники двигательного действия в
процессе игры.
Мышление - доминирует образное мышление. Развитие теоретического мышления. Самостоятельное принятие решения и нахождение выхода в проблемной ситуации даже при отсутствии знаний, которые в таких случаях необходимы мышлению. Сила – у детей прослеживается слабость мышц, недостаточная регуляция их нервной системой. Преобладание тонуса мышц-сгибателей, хорошей реакцией ССС на кратковременные скоростно-силовые нагрузки. Подвижные игры с выбором определённых действий, направленных на успешность ребёнка в игровой ситуации. Повторность, последовательность, усложнение двигательных действий и заданий на быстроту реакции детей в процессе игры.
Воображение - развитое продуктивное воображение. Присущий детям реализм воображения, умения видеть целое раньше части, эмоциональная насыщенность и выразительность как основа личностного знания, мыслительно-практическое экспериментирование как способность к включению предмета в новые ситуационные контексты. Выносливость – дети обладают большими и возможностями в проявлении общей выносливости. Выполнение упражнений (игровых заданий) на фоне утомления в силу эмоционального состояния детей может привести к нежелательным результатам, т. к. энергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие, поэтому слишком большая нагрузка может повредить процессам роста. Подвижные игры и задания, необходимым условием которых является наличие замещающей деятельности и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Подвижные игры и задания, необходимым условием которых является ориентировка в пространстве.
Восприятие – характерно восприятие движения, пространства, времени. Доминирование образности, эмоциональности, природной любознательности, иррационального способа познания. Гибкость – у детей опорно-двигательный аппарат, особенно позвоночник, отличается пластичностью. Соответственно объём и интенсивность упражнений должны увеличиваться постепенно. Недостаточная подвижность в суставах может послужить причиной медленного усвоения навыка. Подвижные игры и задания, необходимым условием которых является проявление инициативы, самостоятельности, уверенности и настойчивости.