Ирина Зыкова
Взаимосвязь развития мелкой моторики и головного мозга у детей дошкольного возраста с ОНР
Изучение единства физического и умственного развития, влияния всевозможных видов двигательной активности на развитие мозга человека привлекает множество ученых и исследователей. На первый взгляд взаимосвязь рук и мозга не является очевидной, но на самом деле она существует.
Человеческий мозг достаточно пластичен и индивидуальное обучение влияет на него в большей степени, чем врожденные предрасположенности. Обучение воздействует на мозг на всех возрастных этапах и на протяжении всей жизни сохраняет данную способность к пластичности.
Публикация «Взаимосвязь развития мелкой моторики и головного мозга у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Мелкая моторика
- Одежда, обувь, головные уборы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Крепкие взаимосвязи находятся между развитием мозга и тем, как мы пользуемся нашими руками. Умение четко манипулировать предметами, сочетать друг с другом отдельные их части способствует всестороннему развитию ребенка.
Чтобы выполнить определенное движение мозг посылает «команду» к мышцам, после чего получает сигналы о достигнутых результатах от периферийных органов чувств. На основании данных результатов мозг создает новые команды. [1, с. 284]
Таким образом, действия, которые нуждаются в большей ловкости пальцев рук, требуют и большей гибкости нашего мозга.
Координирование наших телодвижений определяется некоторым количеством структур головного мозга, среди которых находятся: мозжечок, белое и серое вещество, лобная доля, сенсорная и моторная зоны. Перечисленные отделы отвечают и за образование и развитие речи, и, следовательно, интеллектуальное развитие ребенка. Исходя из этого, можно проследить тесную связь развития моторики и функций мозга.
Мелкая моторика представляет собой комплекс скоординированных операций нервной системы, мышечной и костной систем при выполнении точных движений пальцами ног и рук и кистями.
К числу ученых, занимающихся изучением мелкой моторики, относятся: М. Монтессори, В. А. Сухомлинский, И. П. Павлов, Л. А. Леонтьев, И. М. Сеченов, А. Р. Лурия, М. М. Кольцова и многие другие. Большое количество исследователей называет кисти рук «органом речи», соотнося их значимость с артикуляционным аппаратом.
По итогам электрофизиологических исследований было выявлено, что, во время того когда ребенок выполняет ритмичные движения кистями и пальцами, у него значительно усиливается согласованная деятельность между лобными и височными отделами мозга. Таким образом можно сказать, что речевые области развиваются под воздействием импульсов, которые поступают от пальцев.
Точность движений пальцев рук способствует формированию устной речи, развитию мышления, воображения, памяти (зрительной и двигательной, внимания, оптико-пространственного восприятия, наблюдательности.
Как показывают исследования Кольцовой М. М., систематическая тренировка координированных движений пальцев рук является достаточно эффективным средством улучшения работоспособности коры головного мозга. [2, с. 228]
Дошкольный возраст является значимым периодом в жизни каждого, который тесно связан с тренировкой моторики посредством игровой деятельности. Формирование двигательной координации и развитие мелкой моторики происходит в процессе выполнения различных видов ручной деятельности, таких как лепка, рисование, аппликации, конструирование.
Для детей с общим недоразвитием речи характерна двигательная недостаточность, которая выражается в виде снижения ловкости, скорости выполнения движений, плохой координации усложненных движений. Значительные трудности появляются при выполнении серии движений по словесной инструкции, нарушается последовательность выполнения действий, пропускаются его составляющие. Дети неохотно рисуют, лепят, выполняют поделки и т. д. Графическими особенностями являются неровные линии, слабый нашим на карандаш, нарушение контура при раскрашивании изображения. [3, с. 60-61]
Мелкая моторика влияет не только на речевое развитие, но и развивает ряд высших психических функций. Поэтому, чтобы у детей речевое и интеллектуальное развитие было на высоком уровне, следует уделять особое внимание развитию мелкой моторики.
Важно понимать, что вся дальнейшая жизнь ребенка будет сопровождаться точными и координированными движениями, необходимыми для множества бытовых и учебных действий. Следует как можно больше заниматься с детьми, ведь работа в данном направлении требует систематичности.
Список использованной литературы
1. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - М. : Академия, 2010. - 284 с.
2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М. : Просвещение, 1973. - 228 с.
3. Прищепа С. С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С. 60-61.