Кристина Нисапова
Взаимосвязь логопеда с воспитателем старшей комбинированной группы. Задания по лексической теме «Зима»
Словарь по теме Существительные: снег, лед, мороз, зима, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор;
Прилагательные: белый, холодный, пушистый, снежный, морозный, сильный
Глаголы: идти, дуть, падать, замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать.
Физминутка Давай, дружок, смелей, дружок, Идут на месте, изображая, будто катят
Кати по снегу свой снежок. перед собой снежный ком.
Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг.
И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.
Но солнце припечет слегка — Медленно приседают.
Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами.
Пальчиковая гимнастика – су джок Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой
ловлю. руки, начиная с указательного, по ла-
дони правой руки.
Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой
и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони
левой руки.
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —
В ладошке вода, разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй — разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. Мелкие потряхивания расслабленны-
Как видно, ладошки мои горячи, ми ладонями.
Чистоговорки Мы- мы-мы — дождались мы зимы
Ма - ма - ма - на дворе стоит зима
Ать – ать - ать – я иду гулять
Ок-ок-ок — на дворе снежок
Ды-ды-ды- на снегу следы
Ом- ом-ом — слепим снежный дом.
ОЙ – ОЙ – ОЙ – очень холодно зимой.
Игры ПОНЕДЕЛЬНИК ВТОРНИК СРЕДА
Загадки
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима) Кто-то тучу, как перину,
Разорвал наполовину
Вниз посыпались пушинки —
Серебристые. (снежинки) Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал. (снег)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки, Белые …
(Ответ: Снежинки)
По тропинкам, по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне растает вмиг
Это белый… (Ответ: Снеговик) Все лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы.
(Ответ: Санки)
«Мой, моя, мое»
Снег – мой снег.
Лед - мой …
Снежинка- моя…
Сосулька – моя…
Мороз – мой…И т. д «Скажи наоборот»
Чистый – Грязный
Белый - черный
Холодный - горячий
Мягкий - твердый и т. д «Что лишнее?»
Снег, лед, дождь, снежинка
Зима, снежинка, зеленая трава, сосулька и т. д.
«Один-много»
Зима – зимы
Снежинка – снежинки
Сосулька - сосульки И т. д «Назови ласково»
Зима – зимушка
Снег – снежок
И т. д У меня есть, а у меня нет»
Ребенок передает мяч по кругу и называть предметы по лексической теме.
Например: 1й ребёнок - У меня есть снег и т. д.
2й ребёнок- а у меня нет снега и т. д
ЧЕТВЕРГ ПЯТНИЦА
«Подбери слово»
Ударили…. (морозы)
Хрустит…. (снег)
Бушует… (вьюга)
Замерзли… (реки)
Скрипит… (снег)
Метут… (метели)
Падает… (снег)
Когда это бывает»
Цели:
· Учить детей называть времена года по их признакам.
· Развивать мышление, память, внимание.
Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают.
- Снег на полях,
Лед на реках
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
- Сошли снега, шумит вода,
Земля уже цветами полна.
Растет травка молодая,
Все мертвое оживает,
Когда это бывает? (Весной).
- Солнце печет, липа цветет,
Вишня поспевает,
Когда это бывает? (Летом)
- Голые поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)
Повторять зимние месяцы Подбери признаки»
Снег какой? Ветер зимой какой? Солнце какое? Небо какое? Тучи какие? Лёд какой? Погода какая?
мнемотаблица
Рассматривание картины «В зимнем парке»
Рассматривание картины «В зимнем парке» и беседа по ней.
[Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима». Развитие диалогической речи. ]
Логопед помещает на наборное полотно картину «В зимнем парке», задает детям вопросы и предлагает задания.
Логопед. Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
Дети. На картине нарисована зима.
Логопед. Расскажите о земле. Как она выглядит?
Дети. На земле лежит снег.
Логопед. ЧТО ВЫ можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» Начните ответ со слова снег.
Дети. Снег белый, пушистый, холодный, блестящий.
Логопед. Опишите небо. Какое оно? Начните ответ со слова небо.
Дети. Небо светлое, чистое, высокое.
Логопед. Что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните ответ со слова деревья.
Дети. Деревья голые, заснеженные.
Логопед. Каких птиц мы видим на картине? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
Дети. Мы видим снегирей и синичек. Это зимующие птицы.
Логопед. Как вы думаете, от какого слова образовано слово зимующие?
Д е т и. От слова зима.
Логопед. Верно. Каких еще зимующих птиц вы знаете?
Д е т и. Ворону, сороку, воробья, щегла, клеста, свиристеля.
Логопед. Что делают в парке дети?
Дети. Они гуляют, катаются на санках и лыжах, лепят снежную бабу, играют со Щенком в снегу.
Логопед. Как они одеты? Почему?
Дети. Они одеты тепло. На улице холодно, мороз.
Логопед. Как вы думаете, детям нравится гулять в зимнем парке?
Дети. Детям нравится гулять в парке. Им весело.
Обучение грамоте Логопед. Звук [Ф]. Это согласный твердый глухой звук. А теперь возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ф].
Ф, б, п, ф, м, ф, у, б, ф, М.
Фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо.
Флаг, батон, кофта, софа, фырчать, молчать, фарфоровый, столовый, могучий.
Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [ф].
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза. ]
Логопед. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Ф, а. Что получилось?
1-йребенок. Фа.
Логопед. Верно. Получи фишку. Ф, о. Что получилось? 2-й ребенок. Фо.
Логопед. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: фу, фи, фата.