Штыба Олеся Анатольевна
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость интегрирования образовательных областей, образовательного процесса в целом. Естественно, это необходимо и в коррекционно-развивающей работе. Применительно к коррекции речевых нарушений процесс интеграции предполагает создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекционно-развивающей деятельности. (Слайд 2)
Темочки:
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
В настоящее время почти в каждом ДОУ существуют логопункты или логопедические кабинеты. Прежде всего, это связано со снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Современное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения в школе. Большинство авторов (Р. Е. Левина, А. В. Ястребова и другие) связывают неуспеваемость по русскому языку школьников, прежде всего, с уровнем недоразвития речи.
В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, отсутствием в нашем селе логопедических детских садов и логопедических групп, в наше дошкольное учреждение стали попадать дети с более тяжёлыми речевыми нарушениями.
Работа логопеда в образовательном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада.
Можно назвать несколько основных отличий: (Слайд 3)
1. Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре значительно отличается от работы логопеда речевой группы. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых группах.
2. В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20 человек, в течение года до 25;
3. В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми
заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия, с диагнозами ЗПР, УО, РДА и др.)
4. Логопед на логопункте работает по режиму, отличающемуся от режима речевой группы.
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия на логопункте кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.
5. Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия.
Логопед имеет право брать детей со всех видов деятельности. Брать детей с занятий логопеда нельзя.
Но необходимо помнить, что ребёнок должен посетить все занятия дошкольного учреждения. Из опыта работы я сделала вывод, что необходимо забирать ребёнка либо до занятия, либо ближе к концу, чтобы он успел усвоить и групповой материал.
(Слайд 4)Деятельность логопункта направлена на решение основных задач:
Выявление детей, имеющих речевые нарушения;
Коррекция речевых нарушений;
Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
профилактика возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
Привитие детям коммуникативных навыков;
Решение задач социального и речевого развития.
В условиях логопункта полностью реализовать данные задачи невозможно и совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии с воспитателем, работа которого имеет большое значение в эффективности коррекционного процесса.
Таким образом, возникает необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.
Какие формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей существуют в наших дошкольных группах? (Слайд 5)
1. В первую очередь, это обмен диагностическими сведениями о воспитанниках дошкольной группы. Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование воспитанников старших возрастных групп и ознакамливает с его результатами воспитателя. А воспитатель проводит диагностику общего развития, сообщает учителю - логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.
Если эти нарушения выраженного характера, то этого ребенка выводим на ПМПк, где воспитатель представляет психолого-педагогическую характеристику на каждого ребенка с тяжелым нарушением речи (родители подписывают согласие на то, что они не против заполнения речевой карты и психолого-педагогической характеристики).
Затем проводится консилиум на базе ДОУ, который принимает решение прохождения районного ПМПК. Районное ПМПК, если считает необходимым, ставит клинический диагноз ребенку и статус ОВЗ.
На основе решения ПМПК логопед совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляет программу индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
В силу специфики работы ДОУ общеразвивающего вида воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы, а также и для общения с логопедом. Поэтому по утрам встречаемся с воспитателями, и начинается обмен информацией по результатам проделанной работы за прошедший день, обсуждение достижений детей, выявление трудностей, которые возникли.
Согласно Индивидуальной программе воспитатель берет задания из нее для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оказывая, таким образом, коррекционную помощь логопеду по формированию разных сторон речи. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной.
2. Считаю, одной из удачных форм является, тетрадь взаимодействия, из которой воспитатели могут брать задания для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексика – грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой.
В своей практике я даю материал на повтор пройденного материала у логопеда, который подходит для всех детей группы по совершенствованию фонематического слуха, на отработку лексико – грамматических категорий, упражнения на развитие связной речи. Это даёт возможность воспитателю лишний раз выявить проблемы ребёнка и помочь в их преодолении.
3.Так же хотелось бы внести еще одну форму работы с детьми, у которых недостаточно развита мелкая моторика. Составлять с воспитателем индивидуальный план по развитию мелкой моторики, который воспитатель мог прорабатывать с ребенком во второй половине дня: занимался штриховкой, обведением фигур по контуру, вырезыванием, нейро упражнениями и. т. д… Также упражнения на развитие дыхательного и артикуляционного аппарата.
4. Воспитатель является активным помощником учителя-логопеда при налаживании эмоционального контакта с детьми. В начале года организовываются экскурсии в логопедический кабинет, с целью преодоления негативизма и популяризации работы учителя-логопеда.
5. Учитель-логопед подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями, а также учитывает требования программы обучения реализуемой в детском саду.
6.Воспитателям, чьи дети зачислены на занятия логопедического кабинета, предоставляется информация о результатах коррекционной работы на определённом этапе с целью профилактики речевых нарушений. В свою очередь воспитатели делятся с учителем-логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе.
7. Организации совместной деятельности и совершенствованию профессионального мастерства педагогов помогает использование разнообразных форм связи: личные контакты, практические семинары, открытые просмотры занятий.
8. Учитель-логопед принимает участие в общих досугах и развлечениях.
9. Я очень рада, что у нас в ДОУ важное внимание уделяется профилактической работе. Создаются уголки по речевому развитию. Основная цель этой работы - создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.
Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления.
Также с этой целью во всех группах у нас созданы коррекционные, сенсорно-речевые уголки с разнообразным материалом.
Имеются дидактические игры, предметные и сюжетные картинки. Представлен широкий выбор пособий по развитию мелкой моторики: наборы мелких игрушек, фасоли, пуговиц для выкладывания узоров, круп в мешочках, трафареты, мозаики, различных размеров шары, суджоки, верёвочки, сухие бассейны и т. п.
Логопед должен отслеживать соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, давать рекомендации воспитателям по ее обогащению.
В ДОУ накоплен опыт применения воспитателями пальчиковой гимнастики, многие используют её как физминутку в занятиях.
Предметно - развивающая среда логопедического кабинета и групповых помещений достаточна мобильна, и позволяет воспитателю использовать в своей работе арсенал учителя-логопеда, а учитель-логопед, в свою очередь, использует дидактические материалы воспитателя в коррекционных целях.
Проводимая совместная работа воспитателей и логопеда показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного коррекционного воздействия на речь детей на логопункте общеразвивающего ДОУ, помогает в скорейшем решении задач коррекции речевых нарушений.
Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.
(Слайд 6)Воспитателю группы, которую посещает ребёнок-логопат необходимо: постоянно следить за речью детей. Если звуки поставлены, требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.
Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.
(Слайд 7)Воспитатель, не должен:
Торопить ребёнка с ответом.
Перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи.
Заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками.
Давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить.
Выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.
При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта.
Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Таким образом, согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению. (Слайд
8)[/b]