Ирина Антонова
Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с дошкольниками по подготовке детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с дошкольниками по подготовке детей к обучению в школе
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Публикация «Взаимодействие специалистов ДОУ в работе с дошкольниками по подготовке детей к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
В набор «школьной готовности» входят прежде всего мотивационная, волевая, интеллектуальная готовность.
Под мотивационной готовностью подразумевают наличие у детей желания учиться. У детей должен проявиться интерес к процессу познания, должно привлекать содержание получаемых в школе знаний. Ребенок должен занять позицию школьника.
Под волевой готовностью понимают способность ребенка включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила, т. е. она необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям.
Под интеллектуальной готовностью понимают наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи. Ребенок должен научиться, не просто автоматически выполнять предложенные действия и задачи, он должен уметь слушать, пересказывать услышанное, мог сопоставлять, сравнивать, мог выразить свое мнение. Ребенок должен уметь выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Итак, психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием.
В нашем ДОУ в этом направлении так же ведется большая работа, совместно со специалистами, воспитателями, родителями.
В своей работе, в качестве педагога-психолога я осуществляю:
психологическую диагностику уровня готовности детей к обучению в школе;
разрабатываю рекомендации для родителей и педагогов по повышению уровня готовности детей к обучению в школе. В каждой возрастной группе имеются папки с полезной информацией для родителей;
осуществляю коррекционную и развивающую работу с детьми, имеющими проблемы в подготовке к школе;
консультирую родителей по вопросам индивидуализации процесса подготовки детей к школе.
Провожу с детьми групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия. Групповые занятия начинаю проводить с детьми с I младшей группы. В I и II младших группах занятия направлены на развитие адаптации к детскому саду, развитие речи, внимания, развитие моторики рук и координации движений, развития способности к совместному взаимодействию.
В средней группе занятия с детьми направлены на развитие коммуникативной сферы (общение). Для занятий использую книгу Л. М. Шипициной «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками».
В старшей и подготовительных группах занятия направлены на развитие социально-эмоциональной сферы. Для занятий использую книгу О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет».
Подгрупповые занятия я начинаю проводить со старшей и подготовительной группой. Для занятий в старшей группе использую книгу С. А. Козловой «Мой мир: коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками»; в подготовительной группе – «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе», под ред. Ю. В. Останковой. Дети отбираются в группу по результатам проведенной в сентябре диагностики. Данные занятия направлены на подготовку детей к обучению в школе. На занятиях используются задания и упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, мелкой моторики рук, координации движений, графических навыков, пространственной ориентации, умения действовать по правилу и самостоятельно.
В ходе этих занятий у детей проявляется интерес к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях. У детей улучшаются графические навыки, зрительно-моторная координация, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти, внимания, мышления.
Через взаимосвязь с учителем-логопедом получаю информацию по развитию речи и по развитию мелкой моторики, тех детей, которые посещают коррекционную группу. Даем друг другу рекомендации по поводу разработки путей развития того или иного ребенка.
Через взаимосвязь с воспитателями групп получаю информацию по развитию знаний и умений детей на занятиях, о том, как дети усваиваю полученный материал и о различных сложностях в обучении.