Архипова Ирина
Взаимодействие семьи и школы
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая работа с семьей.
Педагог и психолог П. П. Блонский говорил: «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей». Из этих слов следует, что в психолого-педагогическом сопровождении нуждаются не только наши ученики, но и их родители.
От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания.
Публикация «Взаимодействие семьи и школы» размещена в разделах
В связи с этим одним из наиболее эффективных способов оказания помощи семье и детям выступает психолого-педагогическое сопровождение, которое определяется как система организационных, диагностических, развивающих мероприятий для родителей и обучающихся, направленных на совершенствование способов и методов социального воспитания и социальной адаптации ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья.
В нашем образовательном учреждении предпочтение отдается индивидуальным консультациям. Это связано с тем, что многие родители не хотят выносить свои проблемы на публичное обсуждение, боятся обсуждать и быть не понятыми в своей проблеме.
Все что у ребенка в голове, в душе в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения.
Стоит задуматься о том, что нужно как можно меньше вызывать родителей для моральных нотаций детям и как можно больше уделять внимания духовному общению детей с родителями, которое приносит радость не только родителям, но и их детям, тем самым побуждая их к положительному сотрудничеству.
От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения с ними. Педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Дети, чувствуя помощь и поддержку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее; они лучше учатся, имеют гораздо меньше конфликтов со сверстниками и взрослыми.
Существуют различные формы работы с родителями, но мы бы хотели предложить следующие инновации:
1. Создание почтового ящика для начального и среднего звена (по желанию родителей).
Родители, работающие и по каким–либо причинам не имеющие возможности посещать родительские собрания, имеют хорошую возможность контактировать с педагогом-психологом по волнующим вопросам (информация конфиденциальна).
• опрос родителей для выявления удобных дней и времени рассылки информации, интернет – связи.
• собрать эл. адреса родителей желающих получать информацию;
• создать адрес эл. почты, для общения с родителями;
• собрать банк психолого-педагогической литературы в эл. виде, для самообразования родителей;
• подготовить в электронном виде рекомендации по запросу родителей;
• донести информацию до родителей о возможности общения с психологом по электронной почте.
2. Родительские вечера (тематические консультации) - направленные на сплочение родительского коллектива 2 раза в год.
Представление родителями на круге общения себя и своих трудностей (проблем).
Темы для обсуждения:
• Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов.
• Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей. Как наши страхи становятся страхами наших детей.
• Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям. В чем суть воспитания – в обучении или общении? Каковы нравственные основы родительства.
• Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей. Может ли ребенок мешать нам жить. Противоречивость наших чувств в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.
• Наши конфликты с детьми (включается элемент проигрывания ролей).
Дальнейшие темы возникают из обсуждения материалов проигрывания:
• Стереотипные взаимодействия с детьми и их выявление.
• Привнесение добавочного неадекватного аффекта в общении с детьми. Эмоциональные «счета» ребенку.
• Как мы наказываем детей. Как наказывать детей.
Следующие материалы складываются под влиянием сведений детей.
• На какие сигналы и стимулы реагируют дети. Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль телесных прикосновений в общении.
• Какими нас видят наши дети. Обсуждение рисунков «Родители в виде несуществующих животных».
• Семья, как ее видят наши дети. Обсуждение игры «Семейный портрет».
Все это позволяет родителям не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять лучшее на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.
Хотелось бы узнать мнение педагогов по работе с родителями?