Aнна Hовикова
Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем, потому что мир находится на грани экологической катастрофы. От образованных людей будет зависеть, что станет с нашей планетой, от их мудрого решения зависит судьба планеты.
Поэтому необходимо воспитывать с ранних лет у детей бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, потому что, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. Ребенок, общаясь с природой, делает множество различных открытий. Разнообразны природные материалы (песок, вода, снег, глина, солома, с которыми дети так любят играть, ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Огромную роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская экспериментальная деятельность. Ведь в процессе детского исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, учится экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями, составной частей работы дошкольного учреждения является работа с родителями.
Только совместными усилиями т с семьей, можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Начало становления экологической культуры любого человека закладываются и формируются в первую очередь в семье.
Семья в сотрудничестве с детским садом должны воспитывать отзывчивость к природе, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им. Экологическому воспитанию также способствует совместная деятельность на приусадебных участках. Здесь ребёнок реализует свои знания, умения и навыки разведению и уходу за растениями. В формировании познавательных интересов, заботливого отношения к природе - огромная роль принадлежит семейному чтению.
Для семейного чтения я советую родителям произведения И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева и др.
Привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, в группе проводятся совместные праздники, развлечения, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками. Это праздники Осени, «Овощи и фрукты», «Весна –красна» и др. Очень запоминающим стал праздник «Овощи и фрукты – дружные ребята», где родители приняли участие в подготовке костюмов. Использую такие формы работы с родителями как круглый стол, мастер-класс, консультации. Для родителей была проведена консультации по темам: - «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», Целью которой было помочь родителям в отборе художественной литературы, нацелить их на разные формы работы по экологическому воспитанию детей, помочь анализировать поведение детей в общении с природой. Очень полезен для родителей был круглый стол. - «Досуг с ребенком на природе», который позволил разнообразить отдых на открытом воздухе. Мамам и папам было предложено провести дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет?» Так же были проведены консультации. - «Коллекционирование в семье» (камушки, шишки, семена, мелкие игрушки). - «Смотрим вместе с ребенком телепередачи о природе, изучаем экологические журналы («Свирель», «Муравейник», «Маленький садовник», «Воробушек» - серия книг для развивающего обучения детей в семье и детском саду)». Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
Совместно с родителями нами были созданы: Фотоальбомы - «Огород круглый год», «Посмотрите – я тружусь» и т. д. ;
Организовали выставки детских работ: «Кто живёт рядом с нами», «Берегите птиц», «Вот на ветке, посмотри – прилетели снегири»;
В течении года мы оформляли стенды, ширмы, папки-передвижки на тему экологического воспитания дошкольников, буклеты, листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы мы организовали конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса стали сами родители.
Также нами были реализованы совместно с родителями проекты «Птицы нашего края», «Комнатные растения», «Удивительный мир насекомых», проводили акции «Берегите птиц зимой!», «Лес – наше богатство!».
Таким образом, тесное взаимодействие с семьей способствует развитию интереса у детей к познанию и глубокому пониманию природы родного края, развитию чувства прекрасного, и осознанию себя частью природы.