Лучший педагог года

Взаимодействие с семьями дошкольников. Инновационные методы

Соколова Александра
Взаимодействие с семьями дошкольников. Инновационные методы
▼ Скачать + Заказать документы

«ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Формирование родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей на дорогах через реализацию интерактивных форм вовлечения и взаимодействия с семьями воспитанников»

Автор:

Соколова Александра Сергеевна

Старший воспитатель МБДОУ №193

Ижевск, 2022

Содержание:

Аннотация…3

Введение…. 4

Основная часть …6

Заключение….10

Приложения

Аннотация

Публикация «Взаимодействие с семьями дошкольников, Инновационные методы» размещена в разделах

В настоящее время проблемы безопасности дорожного движения приобрели важное значение. С каждым годом возрастает количество дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних. Поэтому перед воспитателями стоит задача создания эффективных условий для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге. Как правило, работа по реализации этих задач носит традиционные формы, но они не всегда эффективны и привлекательны.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует использования в образовательном процессе действенных и результативных инновационных технологий, которые должны быть увлекательными и познавательными, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде. Этим критериям в полной мере отвечает квест. Квест – это игра, а игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.

В наше время особой любовью не только у детей, но и у их родителей пользуются цифровые, интерактивные формы обучения. Они увлекают детей, превращают занятия в игру, помогают «серьезный» материал усвоить легко. А если ребенок будет делать это вместе со своими родителями, процесс принесет еще больше пользы.

В данной методической разработке будет представлен конкретный опыт работы педагогов МБДОУ №193 г. Ижевска по формированию у детей навыков безопасности дорожного движения, через реализацию интерактивной формы взаимодействия с семьями воспитанников «Веб-квест», а также по использованию интересной формы вовлечения в образовательный процесс родителей воспитанников – использование QR-кодов.

Данный опыт может представлять практический интерес для педагогических работников дошкольных образовательных организаций, родителей (законных представителей) воспитанников, учителей начальной школы, студентов педагогических колледжей.

Введение

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что безопасность дорожного движения является одной из самых важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Данная проблема отличается сложностью и многоплановостью и приобрела особую остроту в последнее десятилетие, в связи с возрастающей диспропорцией между приростом числа автомобилей и крайне слабой культурой безопасности, и дисциплиной участников дорожного движения.

Так как у ребенка небольшой опыт передвижения по улице, не полностью сформировано чувство опасности, отсутствует страх, он плохо ориентируется в пространстве, дети дошкольного возраста нетерпеливы и подвижны, они больше других подвергаются опасности на дорогах.

Основная задача дошкольных учреждений – организовать работу по формированию у дошкольников навыков безопасности дорожного движения так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками на практике.

В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге тем самым значительно расширить свой социальный опыт, сформировать социальную позицию, усовершенствовать умения и навыки безопасно переходить проезжую часть дороги, тем самым увеличить возможность сохранить свою жизнь и здоровье. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации образования дошкольников важно провести обновление содержания дошкольного образования и ввести в образовательный процесс новые формы образовательной деятельности с дошкольниками с использованием современных педагогических технологий и во взаимодействии с родителями.

Однако обнаруживается противоречие между социальной значимостью формирования у дошкольников навыков безопасности дорожного движения и недостатком эффективных форм обучения дошкольников и их родителей; значительным развивающим потенциалом современных педагогических технологий в дошкольном образовании и ограниченным использованием их в практике дошкольного образовательного учреждения по вопросу предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Используя данный метод работы с семьями воспитанников, мы хотели, чтобы родители видели на примере созданного веб-квеста, что про ПДД должны знать их дети. Так, же было важно, чтобы родитель и ребенок поиграли в игру совместно, чтобы родитель видел, о чем его ребенок знает, какие правила дорожного движения он понимает, а какие следовало бы проговорить и повторить еще раз.

Также перед педагогами стояла задача, привлечь как можно больше родителей в данный процесс, как этот процесс сделать быстрым и легким, без суеты. Решением стало возможность использования QR-кодов.

Целью опыта является формирование у дошкольников навыков безопасности дорожного движения посредством использования современных педагогических технологий во взаимодействии всех участников образовательных отношений.

Новизна опыта заключается в разработке системы использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности с детьми и взаимодействии с родителями, направленных на формирование у дошкольников навыков безопасности дорожного движения, с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, потребностей детей и их родителей.

Данный опыт может представлять практический интерес для педагогических работников дошкольных образовательных организаций, родителей (законных представителей) воспитанников, учителей начальной школы, студентов педагогических колледжей.

Основная часть

1 этап. Разработка Веб-квеста

Начинается наш опыт с создания мультимедийного квеста по правилам дорожного движения. Первое, что нужно сделать, это выбрать главного героя квеста, который будет играть с детьми, давать им задания. Это должен быть сказочный, мультипликационный или иной герой, известный детям. В нашем опыте мы выбрали героя стихотворения Сергея Михалкова «Дядя Степа». Герой, который точно знает все правила дорожного движения, и найдет всех нарушителей на дорогах.

Далее разрабатываются и определяются все задания и вопросы, речь героя, картинки, звуки и сам сценарий игры. В нашем случае в квесте 4 задания:

Найти знак дорожного движения на картинке: знак пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, подземный переход, движение на велосипедах запрещено, автобусная остановка;

• Определить по картинке, правильно ведут себя герои на дороге или нет;

• Какой знак дорожного движения пропущен на картинке;

• Выбери знак, который предназначен для пешеходов.

За каждое правильно выполненное задание Дядя Степа дарит детям один пазл, из которых в конце игры дети собирают медаль знатока дорожного движения (Приложение 1). Медаль, заработанную ребенком дядя Степа «передаст» воспитателю группы, он получит ее в детском саду.

Для создания квеста использовалась программа Microsoft PowerPoint. Квест создается в обычной программе, не требуется никаких других дополнительных программ. Важно, что в игре Дядя Степа все задания проговаривает сам, так как дети-дошкольники не все умеют читать – так процесс будет еще более самостоятельным и интерсным для ребенка.

Для записи голоса Дяди Степы использовали программу VoxWorker (https://voxworker.com) . Данная программа будет понятна даже начинающему пользователю. В текстовом поле набираем текст, который нам нужен и нажимаем на кнопку «Озвучить», скачиваем звук и вставляем в игру. Все картинки и фотографии также легко можно подобрать в интернете.

После того, как игра полностью создана, она размещается на какой-либо интернет-площадке, облачном хранилище, либо в социальных сетях. В нашем случае мы разместили игру на официальной странице нашего детского сада (Приложение 2). Это делается для того, чтобы в последствии все родители могли по QR-коду переходить в игру.

2 этап. Создание рекламы игры.

Разные современные разработки, игры и приложения интересны и родителям, и детям. Взрослые охотно соглашаются на такого рода игры, так как современный мир диктует нам именно такие способы развития ребенка, как более эффективные. Дети же воспринимают данного рода игры не как занятие, а просто как «игрушка на телефоне», что не напрягает их.

Наши родители всегда очень заняты, в течении дня взрослые получают огромный поток информации, новостей и рекламы. Поэтому, для того, чтобы найти предлагаемую игру было легко, без поисков ссылок в чатах, без скидывания на флэшки, мы разработали листовки, своего рода «рекламки» игр с QR-кодом для быстрого перехода в игру, использование которых также очень актуально в наше время.

Большое количество текста отпугивает родителей, а также объемная информация плохо воспринимается, пропадает интерес. Поэтому на рекламе очень лаконичная информация – никаких подробностей и вопросов, все в самой игре - и правила, и задания, и знакомство с героем. Вот, например, если бы вы были родителем МБДОУ 193, вам и вашему ребенку предложили бы поиграть с дядей Степой, для закрепления ПДД. На рекламе всего одно предложение: «Отсканируй код и поиграй с дядей Степой». Так же на ней сам код и картинка для привлечения внимания (Приложение 3).

QR-код делается очень быстро и просто. Надо только загрузить игру на сайт, который вам нужен, либо облачное хранилище, скопировать ссылку и вставить ее в любой бесплатный генератор кодов. Все, код готов, останется его только скачать. Мы использовали данный генератор, который вы найдете по ссылке https://qrcoder.ru.

Придя домой родители просто сканируют код и попадают в игру.

3. Работа с детьми.

• Планомерная работа с воспитанниками по формированию и закреплению навыков безопасного поведения на дороге;

• Знакомство со стихотворением (либо мультфильмом по мотивам стихотворения) Сергея Михалкова «Дядя Степа», беседа о главном герое;

• Знакомство детей с рекламой игры, предложение детям пригласить своих родителей поиграть с дядей Степой дома, в свободное время.

4. Работа с родителями.

• Разместить рекламы игр в приемные группы в достаточном количестве;

• Оформить стенд «Интерактивные формы обучения дошкольников в современном мире»;

• Заинтересовать родителей новой формой обучения.

5. Подведение итогов.

Детям, которые выполнили все задания Дяди Степы и собрали пазл, воспитатель группы вручает Медаль Знатока Дорожного Движения.

Медали педагоги делают сами: распечатывают картинку на цветном принтере, ламинируют ее и прикрепляют ленту. Необходимо сделать сразу достаточное количество медалей, чтобы ребенок получал его сразу, после прохождения игры (Приложение 1).

В процессе данного педагогического опыта, мы еще раз убедились в том, что на самом деле интерактивный метод работы очень популярен у родителей и очень востребован у детей. В первом, пробном этапе эксперимента участвовала лишь одна группа старшего возраста (дети 5-6 лет). 88% детей группы получили медали. Почему 22% оставшихся детей не смогли попробовать себя в новой форме работы?

• Некоторые смартфоны считывали код, но не проходили в игру, потом мы выяснили, что это зависит от настроек и памяти телефона (8%). Но, опять же стоит отметить, что заинтересованные родители, у которых данным способом игра не открылась, сообщали воспитателю и мы отправляли игру по почте, либо в социальных сетях.

• К сожалению, некоторые родители проигнорировали просьбы и желание детей поиграть, объясняя это тем, что нет свободного времени (8%). С такими детьми, изъявляющими большое желание поиграть и получить медаль, играли воспитатели.

• У некоторых родителей нет смартфонов, поддерживающих нужные функции (4%).

Также, если ребенок желал поиграть, с ним играли воспитатели.

• 2% воспитанников сами не изъявили желания поиграть.

Также для организации данного процесса очень важно знать программы, при помощи которых создаются такого рода игры. К сожалению, неуверенному пользователю ПК очень сложно, даже почти невозможно, без обучения создать такой квест. Поэтому, рекомендуется пройти обучение либо в виде КПК, либо просмотреть видеоуроки, вебинары в интернете. Вот ссылки на некоторые из них, которые смогут вам помочь:

https://yandex.ru/video/preview/?text=как%20создавать%20игры%20в%20пауэр%20поинт&path=yandex_search&parent-reqid=1648907032737743-11929540254062020582-vla1-5311-vla-l7-balancer-8080-BAL-2775&from_type=vast&filmId=3980937647369991650

https://yandex.ru/video/preview/?text=как%20создавать%20игры%20в%20пауэр%20поинт&path=yandex_search&parent-reqid=1648907032737743-11929540254062020582-vla1-5311-vla-l7-balancer-8080-BAL-2775&from_type=vast&filmId=627413566008088603&t=69&fragment=start&source=fragment

https://www.ispring.ru/elearning-insights/kak-sozdat-mini-igru-v-powerpoint

Заключение

На сегодняшний день мы можем сказать, что в МБДОУ №193 сложилась определенная система в работе с родителями в данном направлении. Новый метод работы уже вошел в постоянный процесс, и именно данная игра с дядей Степой уже проведена в 5 группах старшего и дошкольного возраста. И сейчас мы с уверенностью можем сказать, что дети и родители очень активно приняли в этом процессе участие – 82% семей были участниками и их дети получили медали от Дяди Степы.

Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного процесса, создана атмосфера взаимоуважения. В совместной игре родители видят, о каких правилах дорожного движения их дети знают, а которые следовало бы повторить.

Современным родителям очень важно видеть, что дошкольное учреждение идет в ногу со временем и применяет, новые методы работы, а не топчется на месте. Ведь эффективность обучения и воспитания в наше время невозможно без использования инноваций.

Исходя из данного педагогического опыта, мы хотели бы выделить 4 основных этапа по привлечению родителей и воспитанников к новым, современным формам обучения, соблюдая которые можно добиться большей эффективности:

1. Анализ групповой ситуации. Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность детей и родителей.

2. Инструктирование участников. После того как воспитатель решил предложить воспитанникам и родителям игру, он должен объяснить, что именно следует делать. Этап инструктирования содержит в себе следующее:

• Информацию о целях проведения игры. После этого он так же коротко информирует участников процесса, чему они могут научиться с помощью предлагаемой игры.

• Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.

• Уверенное поведение педагога.

• Акцент на добровольности. Ни у кого из детей и родителей не должно возникнуть впечатления, что он обязан принимать участие в данном процессе.

З. Проведение игры. На этой стадии педагог разъясняет непонятные или неправильно понятые моменты игры, помогает в технических неполадках, отвечает на вопросы, интересуется процессом, продолжает мотивировать и поддерживать детей и родителей.

Шаг 4. Подведение итогов. Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.

По итогам данного опыта, мы сделали короткий видеоролик, где заинтересованные педагоги могут наглядно увидеть, как все это было – приложение 4.

Публикации по теме:

«Игры и конкурсы». Взаимодействие с семьями воспитанников«Игры и конкурсы». Взаимодействие с семьями воспитанников Традиционными для детского сада являются детские праздники. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию фотоматериал с описанием конкурсов,.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в рамках проекта «Красная книга» СЛАЙД 1. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в рамках проекта «Красная книга»http://www.maam.ru/maps/news/209507.html СЛАЙД 2. Что.

Современные инновационные технологии экологического образования дошкольников Основная цель работы с дошкольниками по экологическому воспитанию предполагает: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Взаимодействие с семьями воспитанников детского сада. Отдых выходного дня ВидеоВзаимодействие с семьями воспитанников детского сада. Отдых выходного дня Видео Подготовка к конкурсу для воспитателей и дошкольников. "100 лет Российской Заповедной Системе ". Видео - поздравление. Цель: Привлечение.

Взаимодействие с семьями воспитанников младшей группы в рамках реализации проекта «Океан добрых дел»Взаимодействие с семьями воспитанников младшей группы в рамках реализации проекта «Океан добрых дел» Проект по организации совместной деятельности с семьей. «ОКЕАН ДОБРЫХ ДЕЛ» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,.

Взаимодействие с семьями воспитанников. Перспективный план работы с родителями (или лицами, их заменяющими) Взаимодействие с семьями воспитанников ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ (или лицами, их заменяющими) Форма работы с родителями Название.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с семьями дошкольников. Инновационные методы
Опубликовано: 18 октября 2022 в 19:49
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие с семьями дошкольников. Инновационные методы» (включая файлы) размещена пользователем Соколова Александра в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД