Ольга Репина
Консультация «Взаимодействие с семьёй воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. В сложившихся социальных, культурных и экономических условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенно это актуально в свете Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где установлены новые условия и подходы к организации образовательного процесса. В связи с этими изменениями важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей.
Слайд 3
Публикация «Консультация „Взаимодействие с семьёй воспитанников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов к организации работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.
Слайд 4
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть "метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. "Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Типы проектов:
Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Слайд 5
Виды проектов в ДОУ:
Творческие
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
Исследовательские
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Информационные
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Исследовательские проекты
По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов. В процессе работы происходит обмен впечатлениями, оформление результатов, презентация.
Слайд 6
Слияние трёх факторов «Дети-педагоги-родители» имеет огромное значение для всех участников проекта. А именно:
Родители
пробуждает интерес к познанию самих себя и детей
повышает их культурную компетентность в области воспитания
помогает преодолеть разногласия
Педагоги
позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающего пространства и себя в нем
вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей
развивается личностная культуры сотрудничества.
ДЕТИ
получают возможность гордиться родителями и педагогами и принимать непосредственное участие в общем деле
сталкиваются с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо
• заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми);
• согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.
Слайд 7
Семья и детский сад - два общественных института, стоящих у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей совместной работой? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Чтобы ответить на эти вопросы, было решено реализовать в группе проект «7+Я= Семья».
Задачи
Для родителей:
- создать условия для благоприятного взаимодействия и установить доверительные и партнёрские отношения;
- вовлечь семью в единое образовательное пространство;
- активизировать о обогатить воспитательные умения родителей;
- работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Для детей:
- воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких;
- дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие»;
- рассказать о русских семейных традициях, реликвиях, распределении семейных обязанностей;
- развивать познавательные способности, активно включать в творческо-поисковую деятельность;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас, развивать связную речь;
- укреплять детско-родительские отношения.
Мероприятия, реализуемые в рамках проекта «7+Я=Семья».
Мероприятия
Число
1. Беседа «Что за дерево такое?»
27.01
2. Аппликация «Моё родословное дерево».
03.02
3. Коммуникация. Занятие по развитию речи «История моей семьи».
04.02
4. Выставка поделок «Умелые бабушкины руки».
05.02
5. Консультация для родителей «Ведущая роль семьи».
05.02
6. Игровая ситуация «Когда у бабушки такое лицо?».
07.02
7. Труд «Семейное фото» - коллективная работа (рамка для фото).
12.02
8. Художественное творчество «Солнышко» (газета с пожеланиями для пап и мам). 20.02
03.03
9. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Весь период
10. Сюжетно-ролевая игра «Папина работа».
Весь период
11. Беседа «Папа-наша защита и опора».
21.02
12. Аппликация «Поздравительная открытка к 23 февраля».
17.02
13. Музыкально-спортивный праздник «Самый лучший папа мой!» 18.02
14. Художественное творчество «Папин портрет».
21.02
15. Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей в семье».
24.02
16. Коммуникация. Занятие по развитию речи «Вот она какая, мамочка родная!».
5.03
17. Сюжетно-ролевая игра «Модельное агентство. Самая модная мама».
06.03
Итоговое мероприятие: Концерт для всей семьи «8 марта». 5.03
Во время реализации проекта использовались различные формы работы с родителями и с детьми. На фотографии представлена совместная работа родителей и детей по теме «Моё родословное дерево». Предварительно с детьми провели беседу «Что за дерево такое?». Затем дали задание совместно с родителями оформить своё генеалогическое дерево.
Слайд 8
Хорошим способом развития внутрисемейных отношений является проведение различных праздников. У нас в группе был проведён музыкально-спортивный праздник «Самый лучший папа мой!». Папы и дети вместе отвечали на вопросы, пели песни, танцевали, принимали участие в спортивных состязаниях.
Слайд 9
На следующем слайде представлена коллективная работа «Семейное фото».
Предварительно с детьми провели беседу «История моей семьи». Дети приносили фотографии своей семьи и все вместе оформили рамку для фотографии.
Итоговым мероприятием станет «Концерт для всей семьи «8 марта».
Слайд 10
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями.
Таким образом, возникла необходимость выстроить диалог ДОУ и семьи на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и ДОУ по созданию единого пространства развития каждого ребенка.
Система образовательных маршрутов в каждой группе нашего детского сада помогает педагогам вовлекать родителей непосредственно в образовательную деятельность. Разрабатывается маршрут в соответствии с тематической неделей, содержание которой реализуется через все образовательные области («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»).
Анализируя образовательные маршруты наших групп был выбран маршрут группы №10. Здесь чётко указано время реализации, указана тематическая неделя, каждая образовательная область наполнена различными формами работы с детьми. Это и различные беседы, разнообразные игры и упражнения, проблемные ситуации, наблюдения, рекомендации какие стихотворения и сказки можно прочитать детям и т. д. и т. п. Оформление и содержание образовательного маршрута привлекает родителей и способствует активному вовлечению в образовательную деятельность.