Наталья Снигирева
Взаимодействие с родителями в области физической культуры в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Н. И. Снигирева
ГБДОУ № 56 Фрунзенского района
Санкт - Петербурга
Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация взаимодействия с семьей в реальных социально-экономических условиях.
Публикация «Взаимодействие с родителями в области физической культуры в условиях ДОУ» размещена в разделах
Необходим поиск путей по развитию образованности родителей, в основе которого лежит взаимодействие детского сада и семьи в области физической культуры и спорта.
Одним из средств, способствующих повышению компетентности родителей в области физической культуры является, на наш взгляд, наглядная пропаганда.
Большая советская энциклопедия указывает, что пропаганда – распространение политических, философских, научных, художественных и других взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.
Наглядная пропаганда - создает возможность систематического воздействия на очень широкий круг людей.
По мнению М. В. Шишигина (1973, пропаганда физкультуры и спорта - это целенаправленная деятельность по распространению, популяризации и внедрению в сознание людей физкультурных знаний (научно обоснованных советов, рекомендаций, методических концепций) с помощью использования современных средств доставки массовой информации (печати, телевидения, радио, кино и т. д.) в целях внедрения физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт самых широких слоев населения.
Пропаганда имеет следующие виды: устная пропаганда, наглядная пропаганда, средства массовой информации.
Наглядная пропаганда и реклама в физической культуре и спорте приобщает широкие слои населения к здоровому образу жизни, к двигательной активности, создает предпосылки для формирования полезных привычек и навыков.
Главная задача наглядной пропаганды в дошкольных учреждениях – целенаправленное систематическое применение наглядно – информационных средств для преодоления поверхностного суждения о роли детского сада, оказание практической помощи семье в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами физического воспитания и оздоровления детей.
Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Родитель должен быть привлечен ею и заинтересован. С этой целью мы постараемся изучить новые подходы к оформлению наглядной информации в дошкольном учреждении.
Сотрудники дошкольных учреждений не могут успешно решить все возникающие задачи без активной и грамотной помощи родителей детей. Большинство родителей проявляют живой интерес к жизни своих детей, но в то же время многие не осознают важности правильного режима и отдыха детей, пребывания на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями.
Для сбора необходимой информации в нашем проекте было использовано анкетирование, целью которого было выявление уровня образованности родителей в вопросах укрепления здоровья детей и приобщения их к физической культуре и спорту. Всего было опрошено 30 родителей детей, посещающих дошкольное учреждение № 56 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.
Опрос родителей о состоянии здоровья их детей выявил следующее: от 16,7% до 26,7% считают, что у детей хорошее здоровье; от 66,7% до 73,3 % - что здоровье удовлетворительное и от 3,3% до 10% родителей считают, что здоровье детей плохое.
Были выделены основные факторы, влияющие, по мнению родителей, на улучшение здоровья детей. Это и режим питания, лекарства и витамины, и физиотерапия. Большинство родителей считают занятия физической культурой и спортом основным фактором, способствующим улучшению здоровья детей, однако, высок процент респондентов отдающих предпочтение сну и пассивному отдыху.
Вместе с тем, любимыми формами деятельности детей являются рисование и моделирование (63,3%, просмотр телепередач и мультфильмов (67,6%, прогулки (63,3%) и подвижные игры (80%).
Особо следует рассмотреть совместные занятия физической культурой родителей с детьми. Именно деятельность такого рода в наибольшей степени способствует формированию осознанного подхода к формированию собственного здоровья и определяет уровень физкультурной образованности родителей.
Анализ данных свидетельствует о том, что у родителей не существует системы регулярных или даже нерегулярных занятий физической культурой со своими собственными детьми. Занимаются от случая к случаю 53,3% родителей, нерегулярно – 13,3%, совсем не занимаются – 33,3% родителей. Это показывает, что родители не совсем правильно подходят к проблеме воспитания у детей осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями.
Большой интерес представляет анализ двигательных умений самих родителей, так как, владея двигательными навыками, родитель может самостоятельно дать начальные знания своему ребенку. Умеют плавать 63,3% родителей, играют в спортивные игры - 40%, катаются на лыжах – 26,6%, катаются на коньках - 30%, водят машину – 36,6% родителей.
Отвечая на вопрос: знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка дома, были получены следующие результаты. Много гуляют, так ответили 30% родителей, проветривают помещения (13,3%, принимают контрастный душ (6,6%), выполняют упражнения в выходные дни (16,6%, посещают бассейн (13,3%, посещают спортивные секции (13,3%), принимают витамины (6,6%).
Наиболее популярными дополнительными занятиями по физкультурно-оздоровительной деятельности родители дошкольного учреждения отметили: разнообразные методики закаливания, спортивные танцы, занятия ритмопластикой, спортивными играми, фитбол - гимнастикой, карате, посещения бассейна и др.
Анализируя влияние физических упражнений на уровень здоровья детей, можно констатировать, что родители недооценивают роль физической культуры как определяющего фактора укрепления здоровья и недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение.
Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена необходимостью повышения образованности родителей в вопросах физического совершенствования дошкольников средствами образовательной среды дошкольного учреждения, наиболее эффективным из которых является наглядная пропаганда.
Список литературы:
1. Артемов С. В. Запросы и потребности населения как базовый фактор планирования развития физической культуры и спорта городского района: Автореф. канд. дисс. М., 1991. - 21 с.
2. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10-15.
3. Сычев А. В., Антонюк С. Д., Гриднев В. А., Королев С. А. Физкультурная образованность родителей детей дошкольного возраста, имеющих особые образовательные потребности //Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. 2004, № 2.