Наталья Филиппова
Взаимодействие с родителями в форме досуговой деятельности «Осенины-праздник последнего снопа»
▼ Скачать + Заказать документы
«ОСЕНИНЫ – ПРАЗДНИК ПОСЛЕДНЕГО СНОПА».
На дальнем плане зала разбросаны колосья. Входит Хозяйка в русском сарафане. Звучит песня «Поклонись хлебу русскому». Входят дети с родителями, одетые в русские костюмы, кланяются Хозяйке, рассаживаются.
Хозяйка.
Осень! Осень!
Сноп последний вносим.
Приходи с ливнем,
Хлебом обильным.
Девочка читает стихотворение В. Орлова.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Публикация «Взаимодействие с родителями в форме досуговой деятельности „Осенины-праздник последнего снопа“» размещена в разделах
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2016
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие, девицы да молодцы пригожие. Сегодня праздник у нас - праздник урожая «Осенины», праздник последнего снопа. Этот праздник отмечали Золотой осенью, прославляли труд жнецов, богатый урожай, заботились об урожае следующего года, благодарили Осень за доброту и щедрость ее, за дары ее, которые кормили людей всю зиму.
А самый главный подарок Осени, самый главный кормилец русского человека - это хлебушек. Хлеб на Руси почитали всегда, это главное богатство всего народа, каждой семьи; хлеб был священен, его называли «Божьим даром».
О хлебе слагали поговорки.
Дети по-очереди встают и говорят поговорки о хлебе.
Далее рассказ Хозяйки сопровождается слайдами – дети рассматривают картины художников о жизни крестьян.
1 слайд. К хлебу относились очень бережно: нельзя было выбрасывать хлеб, сорить хлебом, оставлять недоеденные куски – не то случится неурожай и голод.
2 слайд. Считалось, что хлеб приносит счастье, богатство, удачу, поэтому хлеб всегда лежал на столе.
3 слайд. Хлебом-солью на Руси встречали гостей, чествовали и величали!
4 слайд. Хлебом-солью благословляли молодых на свадьбе, начинали новую жизнь в новом доме!
5 слайд. К каждому празднику пекли пироги. Само слово «пирог» произошло от слова «пир». Пироги пекли самые разные!
6 слайд. Скажите, какие можно испечь пироги? (Дети называют: капустные, рыбные, яблочные)
Вот как много! Раньше каждая хозяйка умела печь пироги. Этому искусству девочек учили с детства.
7 слайд. А ещё из ржаной и овсяной муки варили кисели! Ребята, вы же пили кисель?
А вот раньше кисель был несладкий. Сначала муку замешивали с водой, потом варили до загустения. Когда горячий кисель застывал, то становился таким густым, что его можно было резать ножом. Ели такой кисель с молоком.
8 слайд. Вот откуда пошло выражение «молочные реки, кисельные берега» - так крестьяне представляли себе сказочную страну, где всего было в изобилии и все жили в достатке, счастливо.
А откуда же берет начало хлеб?
9 слайд. Правильно. С золотого зернышка, с золотого пшеничного или ржаного полюшка! Вы уже знаете, что вырастить хлеб – нелёгкое дело! А кто подзабыл, тому мы сейчас расскажем и покажем!
Сценку «Лёгкий хлеб» исполняют мальчик с папой. (По мотивам Белорусской сказки)
Хозяйка. Большое спасибо нашим актёрам! (Участники сценки кланяются и садятся на свои места.)
Да, весь выращенный хлеб осенью надо быстро убрать, чтобы на солнце колосья не осыпались. Поэтому жали хлеб быстро, дружно и радостно. На поле шли, как на праздник, с песнями! Давайте и мы дружно поиграем в игру «Кто с нами».
Игра «Кто с нами»
Играющие встают в две шеренги одна напротив другой - «стенка на стенку». Первая шеренга движется в середину зала, показывая движения с вопросами, вторая в ответ повторяет действия, дети поют:
- Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?
- Мы с вами. Мы с вами пашенку пахати!
- Кто с нами, кто с нами жито рассевати?
- Мы с вами, мы с вами жито рассевати!
- Кто с нами, кто с нами жито косити?
- Мы с вами, мы с вами жито косити!
- Кто с нами, кто с нами жито молотити?
- Мы с вами, мы с вами жито молотити!
- Кто с нами, кто с нами муку просевати?
- Мы с вами, мы с вами муку просевати!
- Кто с нами, кто с нами тесто замесити?
- Мы с вами, мы с вами тесто замесити!
- Кто с нами, кто с нами пирог испекити?
- Мы с вами, мы с вами пирог испекити!
- Вот такой вышины!
- Вот такой ширины!
Хозяйка. Наигрались, отдохнем, в светлу горенку войдем.
Проходите, на лавочки садитесь.
А теперь давайте поиграем!
Коль про хлеб вы много знаете – загадки хлебные легко отгадаете.
А отгадка должна быть одним словом. Игра так и называется «Назови одним словом».
Игра «Назови одним словом».
- Как назвать хлеб ласково? — Хлебушек.
- Как называется посуда для хлеба? — Хлебница.
- Как называют человека, который выращивает хлеб? — Хлебороб.
- Как называют человека, который печёт хлеб? — Хлебопек.
- Как называют прибор для резания хлеба? — Хлеборезка.
- Как называют завод, где выпекают хлеб? — Хлебозавод.
- Засушенный кусок хлеба? – Сухарь
- Толстая баранка? – Бублик.
- Маленькая тонкая и очень сухая баранка? – Сушка.
- Сладкое мягкое печенье в виде лепёшки или плоской фигурки? – Пряник.
- Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмёрку? – Крендель.
- Белый хлеб продолговатой формы? – Батон.
- Лепёшка с загнутым краем и творожной начинкой? – Ватрушка.
Ой, молодцы!
Чье же это поле золотом блестит? (Смотрит из-под ладони вдаль. На экране показывают слайды с изображением жатвы)
Это наше поле золотом блестит.
Жницы не дремали. Жницы жито жали.
И звенела над золотым полем песня.
Звучит песня «Хлеб». По окончании песни и слайдов вносится последний сноп, украшенный лентами и колокольчиками.
Хозяйка. Вот и последний сноп готов. Последний сноп - самый главный, его наряжали, прославляли да вносили в дом и ставили в «красный угол» как почитаемого гостя, чтобы год был богатым. Называли этот сноп именинник и оставляли его до следующего урожая.
С песней Осень! Осень!
Сноп последний вносим.
(Сноп ставится в середину зала.)
Хозяйка. Вот и убрали весь хлеб с поля! Но остались ещё колосочки. Непорядок! Ребятишки всегда взрослым помогали – последние колосочки собирали! Вот сейчас наши мальчики нам и помогут – они сильные, шустрые!
А, может, девочки наши ещё шустрее? Давай проверим!
Игра-соревнование «Собери колоски».
Строятся команды мальчиков и девочек. По команде по одному участнику бегут и приносят по одному колоску в корзинку.
Хозяйка. Ой, молодцы! Вот теперь всё в порядке! Жницы, собирая урожай, вязали снопы, а детки из травы вязали себе куколок-стригушек: старшие девочки делали стригушек сами, а маленьким делали их мамы. Наши девочки ещё не очень велики, им мамочки помогли!
Выходят мамы и по-очереди показывают сделанные куколки-стригушки, в двух словах рассказывают о них, дарят своим дочкам.
Хозяйка. Куклы - это обереги дома, они оберегали дом от болезней, неурожая, других бед, оставим их в доме до следующего урожая. (Куколок ставят около снопа-именинника.)
Вот и встали наши стригушки в хоровод, а мы приглашаем всех в наш общий хоровод.
Под песню «Хлеб и соль» дети и взрослые водят хоровод, повторяя танцевальные движения за Хозяйками. В конце песни Хозяйка вносит пирог. Девочки берут в руки куколки-стригушки.
Хозяйка.
Ой, молодцы! Вот он, наш хлеб-батюшка! Этот традиционный хлеб называется Богач. Его на празднике последнего снопа не резали, а ломали добрыми натруженными руками. Так давайте все вместе споём славу нашему хлебу!
Хозяйка, дети и родители исполняют отрывок песни «Ода хлебу».Для родителей на экране транслируется текст песни.
Хозяйка. Спасибо Землице-матушке, Царице-водице да Солнышку за их труд, за урожай богатый!
Не пора ли нам отведать праздничного пирога!
Осень, осень на порог,
Осенинщикам - пирог!
За ваше терпенье
Всем угощенье!
Дети с родителями под музыку идет в группу, где Хозяйка угощает детей и гостей пирогами и чаем.