Светлана Челнокова
Взаимодействие с родителями для успешной адаптации ребёнка в детском саду
Детский сад — целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателем именно родители, оценивают его характер и стремление работать с детьми, ведь залог успешного посещения ребёнком детского сада — налаженный контакт родителей и воспитателя, умение и желание взаимно сотрудничать. Семья и детский сад предоставляют ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Публикация «Взаимодействие с родителями для успешной адаптации ребёнка в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Для достижения высокой результативности воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в педагогическом плане, а в момент адаптации малыша к условиям детского сада — особенно.
Как известно, адаптация – это процесс вхождения дошкольника в новую среду, его возможность приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается.
Взаимодействие с родителями мы осуществляем на основе следующих принципов:
• Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями;
• Открытость и доброжелательность.
Адаптация – длительный процесс, включающий в себя два больших этапа
Первый этап – подготовительный. Он начинается с первой встречи родителей с воспитателями. На этой встрече родители знакомятся с ДОУ, группой с персоналом группы, заведующая и воспитатели им рассказывали о текущих задачах.
Второй этап адаптационного периода – прием детей в группу. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируется, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. С родителями каждого ребенка беседа ведется индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. А именно:
1. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т. п., так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.
2. Родителям в домашних условиях нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ.
3. Готовиться к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован в посещении ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.
4. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и обговорить, что он там будет делать.
Начиная работу с родителями вновь пришедших детей в первую очередь опираюсь на традиционные педагогические методы: беседы, консультации, наблюдение за родительским отношением к малышу, анкетирование («Анкета-знакомство»). После заполнения анкеты мы обязательно по ней что-то уточняем, просим пояснить, рассказать родителей. Например, на вопросы «Готовили ли Вы ребенка к поступлению в детское учреждение?», «Какие есть у ребенка привычки?», «Умеет ли ребенок играть сам?» обычно пишутся ответы не многословные. Но в беседе родители расскажут о своем малыше больше, даже вспомнят какие-то особенности, которые могут очень пригодиться и нам в общении с этим ребеночком, в подборе индивидуального подхода к нему в течении дня, понять его отношение к приему пищи, игровой деятельности, умению находиться в обществе сверстников, как лучше успокоить, расположить эмоционально положительно к себе, создать чувство комфорта от пребывания в группе.
В приёмной создаются все информационные поля для родителей : необходимая информация по адаптации детей к детскому саду (рекомендации психолога, педагогов, медиков); информация о возрастных особенностях развития детей.
Приводя ребенка в детский сад впервые, мы рекомендуем не оставлять его сразу на целый день. Самый щадящий вариант, если ребенок в первые дни будет находиться в группе 2-3 часа, а обедать и спать будет дома, в привычной обстановке, Давая постепенно привыкнуть, можно оставить ребенка на дневной сон, забирая сразу же после пробуждения. Когда мы видим, что аппетит и сон нормализовались, можно оставлять на целый день.
В период адаптации родители приходят в детский сад очень встревоженные, переживающие по поводу того, что — смогут ли понять, принять, полюбить их ребенка чужие тети. Мы воспитатели стараемся успокоить родителей и рассказать, как прошел день ребенка: как кушал, во что играл и ответить на все интересующие вопросы.
В период адаптации проводится родительское собрание с привлечением специалистов; психолога, медсестры.
Психолог поясняет какие виды адаптации есть и дает рекомендации.
Сколько времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по- разному. Но привыкание к детскому саду – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помочь ему преодолевать трудности.