Анастасия Гришанова
Взаимодействие с детьми с признаками социальной дезадаптации. Мини-тренинг для педагогов
▼ Скачать
Взаимодействие с детьми с признаками социальной дезадаптации.
Мини-тренинг для педагогов.
Работа с дезадаптированными детьми требует включения не только узких специалистов, но и всех педагогов. Ведь, зачастую, дети, проявляющие признаки дезадаптации, имеют проблемы с обучением и дисциплиной, не соблюдают правила и распорядок школьной жизни, чем провоцируют негативное отношение к себе со стороны окружающих. Нередко в общении с такими детьми учителя чувствуют себя беспомощными и, реагируя на проявления детской агрессии и непослушания, навешивают на таких детей "ярлыки" "негодяев", хулиганов или лентяев. Для того, чтобы работа по устранению дезадаптации была успешной, учителей необходимо "брать в союзники", переориентировать с отрицательного отношения к таким детям, способствовать пониманию и принятию со стороны учителя дезадаптированных детей.
Публикация «Взаимодействие с детьми с признаками социальной дезадаптации, Мини-тренинг для педагогов» размещена в разделах
- Дезадаптация дошкольников
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Мы бы хотели предложить некоторые техники и упражнения, которые могут использовать педагог-психолог или социальный педагог в работе с учителями:
1. Упражнение на переориентацию отношения. Таблица 2х2 ячейки. Необходимо представить проблемного ребенка. В верхней левой ячейке написать его плохое качество, в нижней левой – хорошее. Затем переформулировать/перевести плохое качество в хорошее и записать в нижней правой ячейке. Переформулировать хорошее качество в плохое и записать в верхней правой. Закрывая по одной половине таблицы мы каждый раз видим ребенка по-разному – только с хорошей или только с плохой стороны. Но ведь сам ребенок от этого не изменился – меняется только наш взгляд на него.
2. Упражнение "У доски". Нередко дети, имеющие проблемы с социальной адаптацией, так же испытывают сложности в обучении, характеризуются низкой успеваемостью. Одному из приглашенных участников предлагается представить себя учеником у доски, после чего ему дается сложное задание (например, изобразить эллиптический параболоид в системе координат) и пара минут на выполнение задания. В это время ведущий раздает остальным участникам карточки с фразами, несущими негативный окрас. Участники – это учителя, оценивающие работу у доски. После того, как "ученик" закончит работу, учителя зачитывают по одной фразе. После чего ведущий предлагает ученику исправить свою работу, учитывая замечания учителей. После окончания работы учителя снова зачитывают фразы с отрицательной оценкой.
Участник, который выступал в роли ученика, дает обратную связь: что он чувствовал, о чем думал, захотел бы еще раз исправить свою работу или снова выйти к доске?
После этого ведущий сообщает, что ситуация и фразы, которые были использованы, несомненно, несколько преувеличены. Это необходимо для большей наглядности. Но зачастую дети, по той или иной причине не знающие материал, чувствую себя именно так. Даже если, на взгляд учителя, задание простое, для них это, как нарисовать эллиптический параболоид.
В конце "учителям" предлагается придумать, что можно сказать такому ученику. Ведь задание все таки выполнено неправильно. Но что и как можно сказать, чтобы не отбить у ребенка желания учиться, поддержать его веру в себя и в собственные силы?
Приложение
1. Упражнение на переориентацию отношения.
2. Упражнение "У доски".
1. Ну и что это такое?
2. Ну да, Маша, как обычно, не справилась с заданием.
1. По-твоему это параболоид? Сколько углов у него должно быть?
2. Смотри внимательнее! Почему ты каждый раз делаешь ошибки?
1. Чем ты слушала на прошлом уроке? Это никуда не годится!
2. Ты вообще учила то, что я задавала?
1. Я тебе уже сто раз объясняла, и как об стенку горох!
2. Так! Лучше сиди и списывай с доски, хотя бы это у тебя получается.
1. Какая система координат должна быть для параболоида? Уж точно не двухмерная!
2. Ничего не изменилось! Садись, два!