Олеся Баблуани
Взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ"
Современной образовательной средой для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности. Характер взаимодействия во многом определяется тем, в каких условиях оно осуществляется, какие отношения складываются между участниками, педагогами и воспитанниками.
Одно из важных составляющих плодотворного взаимодействия педагога с детьми является сотрудничество с воспитанниками. В общении нужно придерживаться принципа:
Публикация «Взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ» размещена в разделах
«Не рядом и не над, а вместе!»
Важные аспекты сотрудничества это:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за работу группы.
У каждого из нас есть свой индивидуальный стиль взаимодействия и руководства.
Американские ученые Р. Липпит и К. Уайт, в своей работе выделяют три стиля профессионального общения (воспитания) : демократический, авторитарный и либеральный.
Демократический стиль воспитания :
Педагоги, использующие этот тип общения, уважительно относятся к детям, всегда стараются наладить эмоциональный контакт с ребенком, учитывают индивидуальные особенности каждого. Не подавляют строгостью и наказанием, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить ту или иную просьбу. Такие взрослые воспитывают организованность, дисциплинированность, не ущемляя в самостоятельности и не подавляя активность детей. Я считаю что такой стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка, у которого в процессе формируется чувство собственного достоинства.
Авторитарный стиль воспитания :
Педагоги с таким стилем добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения. Они избегают любых объяснений и злоупотребляют отрицательными оценками. Дети воспитываются в строгости и наказании. В результате мы можем получить ребёнка с заниженной самооценкой и неуверенностью в себе.
Ну а третий Либеральный тип воспитания, можно назвать ещё попустительским, т. к педагог почти не контролирует действия детей, все позволяет, не предъявляет порой даже элементарных требований. Исключение может, может составить угроза жизни ребенка или физической травмы.
Такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка.
При общении воспитателя с воспитанниками нельзя совершать такую ошибку как, вешать на ребенка, совершившего что то нехорошее, «клеймо», фразой типа «Миша – ты плохой мальчик». Такие фразы находятся под категорическим запретом, потому что могут стать первым шагом на пути к большим комплексам и ответной агрессии. Оценивать следует исключительно совершенные действия, но никак не личность воспитанника.
Для эффективного общения с воспитанниками условно существуют два способа конструктивного диалога: вербальный и не вербальный.
Вербальный, это Активное слушание, означает что, когда ребенок расстроен, обижен или взволнован, то ему можно помочь, активно выслушав его.
Активно слушать - значит возвращать ребенку в беседе то, что он вам рассказал, показывая при этом, что вы уважаете его чувства (в активном слушании важно определить чувства ребенка).
Использование педагогом способа активного слушания способствует:
- снижению тревоги и ослаблению переживаний ребенка;
- повышению у ребенка доверия к педагогу и желание общаться с ним.
Второй способ невербальный, это отражение. Он означает присоединение к ребенку используя позу, жесты, мимику. То есть, если взрослый взглядом, позой проявляет интерес к детскому обращению, использует «язык эмоций», внимательно слушает, то ребенок поверит и доверится, а если наоборот, то взрослый не получит шанса установить контакт с ребенком.
Как добиться, чтобы воспитатели с воспитанниками были в хороших отношениях:
- Умело провести воспитательные часы, не оставлять ни одного ребёнка в бездеятельности.
- Создавать атмосферу непрерывного общения с группой.
Знание материала, который хотел бы довести до сознания воспитанников «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм в работе.
- Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
- Рациональное использование времени, дорожит каждой рабочей минутой.
- Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы проведения свободного времени.
- Уважительное отношение к личности воспитанниками, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.
Работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими вырастут наши воспитанники.
Педагог – профессионал должен выработать свой стиль, который будет предполагать взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его воспитанников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности. Ведь две главные фигуры в детском доме – воспитатель и воспитанник. Их общение во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса.
Быть настоящим педагогом - это талант. Ведь педагог должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы именно его воспитанник в будущем добился успеха. И, конечно же, приятно, когда именно так и происходит.
В заключении хочу привести слова всемирно известного педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко:
- Не может быть хорошим воспитатель, который не
владеет мимикой, который не может придать своему
лицу необходимого выражения или сдержать свое
настроение.
- Воспитатель должен уметь организовывать, ходить,
шутить, быть веселым, сердитым.
- Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое
движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего
он хочет в данный момент и чего он не хочет.
Если воспитатель не знает этого, кого он может
воспитывать?
Используемая литература:
Волков, Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : 1994. – 524с.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 238.
Куртышева, М. А. Как сохранить психологическое здоровье детей / М. А. Куртышева. – СПб. : Питер, 2005. - (Практическая психология). – 251 с.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М. : Владос, 1995.
Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. – М. : ВЛАДОС, 1984.
Натанэон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. — М., 1972.
Педагогика : Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. С. А. Смирнова. – М. : Академия, 2000.
Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии : Учебно-практическое пособие. - М., 1997.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М. : Владос, 1995.