Ирина Юрьевна Молокова
Взаимодействие классного руководителя с семьёй обучающегося.
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Что нужно знать для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? Статья знакомит с особенностями взаимодействия классного руководителя с семьёй обучающихся коррекционной школы. Рассматриваются основные задачи, направления, принципы, методы работы классного руководителя. Описывается опыт работы.
Развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Публикация «Взаимодействие классного руководителя с семьёй обучающегося,» размещена в разделах
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но, в свою очередь, наиболее системно, последовательно, всестороннее развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.
С первых дней поступления ребёнка в школу мы, учителя начальных классов, являясь классными руководителями, находимся в тесном контакте с законными представителями ребёнка (становимся одним целым).
Функции классного руководителя разнообразны, сотрудничество с семьёй своих учеников – одно из важных направлений его деятельности.
1. Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно сотрудничает школа и семья.
2. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Именно от его работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению, социализации детей, и участвуют в ее реализации.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Сухомлинский [1,С. 47].
Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются:
содействие сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей;
создание комфортных условий для ребенка в семье, образовательном учреждении;
всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка
Сотрудничество с семьей, я как классный руководитель, осуществляю по следующим направлениям:
1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей (законных представителей).
Педагогическая культура родителей обучающихся – один из самых действенных факторов их развития, воспитания и социализации, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающихся. Данное направление реализуется путем проведения тематических родительских собраний.
«Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей» [4]. Тематику родительских собраний определяю исходя из запросов и потребностей родителей:
Современная семья и ее роль в воспитании ребенка.
Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
Роль семьи в обучении и воспитании, социализации ребенка с ОВЗ.
Все беседы с родителями завершаю конкретными рекомендациями, которые понятны людям с разной родительской мотивацией.
50% родителей обучающихся класса испытывают трудности в вопросах обучения, воспитания, социализации своих детей с ограниченными возможностями, так как старшие дети в семье имеют сохранный интеллект, и родители видят разницу в развитии детей. В связи с этим моя задача помочь не только своим ученикам стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.
2. Профориентационная работа с родителями.
Профориентационная работа – это целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых я выполняю направляющую и координирующую роль. В течение учебного года на родительских собраниях рассматриваются следующие вопросы профориентации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья:
Трудовое воспитание младшего школьника в семье.
Особенности физического развития младшего школьника.
Роль семьи в подготовке детей к сознательному выбору профессии.
Психологические особенности ребёнка; развитие склонностей и способностей ребёнка как основное условие трудовой деятельности и успешного выбора профессии.
3. Совершенствование межличностных отношений педагога, обучающихся и родителей.
Совместно с родителями организуем мероприятия, праздники, акций, встречи (где родители являются не наблюдателями, а организаторами и участниками) :
День здоровья.
Осень к нам в окно стучится.
10 000 добрых дел.
Конкурс рисунков «Подвиг твой бессмертен солдат».
Скоро Новый год.
Аты - баты шли солдаты.
Данное взаимодействие позволяет лучше узнать родителям своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, производят огромный воспитательный эффект.
4. Расширение партнёрских взаимоотношений с родителями.
Осуществляется через привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительского комитета классного коллектива учащихся. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и вне учебного плана.
В основе сотрудничества семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Сотрудничество с родителями учащихся младших школьников возможно при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.
Опыт показывает, что кропотливая, ежедневная работа с родителями обучающихся приносит положительные результаты: родители постепенно становятся первыми помощниками во всем. Они не гости в школе, а равноправные члены классного коллектива. Они с желанием идут в школу, живут жизнью своих детей, являются помощниками классного руководителя.
Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:
в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить сотрудничество между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье и школе.
От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Для педагога положительным результатом сотрудничества является повышение уважения со стороны родителей, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, творческий подход к работе. Для родителей – лучшее знание своих детей, ощущение своей значимости в школе.
Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учёбе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном положении.
«Рост и воспитание детей - это большое, серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное». Антон Семёнович Макаренко [5, С. 9 ].
Литература
1. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям – Киев: Радянська школа, 1974. – 288 с.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя/ Е. А. Гордиенко, Г. С. Юсупова; под ред. В. В. Воронковой. – М. : Шк. Пресс, 1994. – 416с. 2.
3. Совместная работа школы, семьи и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. – Т. : Медицина, 1985. – 55 с.
4. Нешкова Л. Б., Русакова С. Л. Устный журнал «Выдающиеся математики Владимирского края» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.festival.1september.ru/articles/507417 ( дата обращения: 12.09.2016)
5. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко// Просвещение – 1969. – 359с.