Лена Ханафина
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физическому воспитанию для развития воспитанников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физическому воспитанию. Если учитель-логопед развивает и усовершенствует речевое общение детей, то инструктор на занятии с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка, путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
В ходе нашей совместной коррекционно-развивающей деятельности с инстуктором по физическому воспитанию осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия
- развитие координации движений
- развитие общей и мелкой моторики
- закрепление речевого и физиологического дыхания
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи
- работа с мимикой лица.
При планировании занятий я учитываю тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации (превращение в важное, насущное). Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их с детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решение, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Концентрированное обучение — это такая форма организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточиваются на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.
Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, в том числе и инструктором по физической культуре, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на моих занятиях и занятиях дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.
В начале учебного года я познакомила инстуктора с тематическим планом на учебный год, согласно которому мы совместно составляли комплекс речевого материала для развития движений.
В коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоит в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с ОНР:
1. У детей преобладает повышенный мышечный тонус, моторная напряженность. Движения детей скованы. Амплитуда выполнения движений - недостаточной.
2 Нарушена координация движений. Дети не могут согласовывать движения рук и ног при ходьбе, не могут согласовывать слова и движения в играх и упражнениях.
3 Дети не всегда воспринимают речевые инструкции, что создает дополнительные трудности в освоении основных видов движений, а на занятиях с учителем-логопедом – программного материала, т. к. инструкции приходилось повторять по нескольку раз
4. Дыхание детей поверхностное (ключичное). Следствие этого - сложность звукообразования, односложность и стандартность построения фраз.
5 Низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти,
Изменения были внесены в раздел «Подвижные игры». Этот раздел планировался в соответствии с лексическими темами логопедических занятий.
Например:
При отработке лексической темы «Дикие животные наших лесов» на моих занятиях была запланирована и использовалась подвижная игра «Зайцы», в которой дети закрепляли умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также закрепляли умение правильно согласовывать слова в предложениях и повторяли пройденный материал.
Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии использовалась подвижная игра «Пожарные на учении». Но, предварительно, мы эту игру модернизировали, поскольку шведской стенки в д/с нет. Дети перепрыгивали из обруча в обруч, проползали под рядом дуг, вставали на ноги и, подняв руки вверх, говорили: «Я буду пожарным». Этой фразой дети закрепляли употребление глаголов будущего времени.
Цель такого планирования – расширение закрепление словаря, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую в ходе планирования приходится меняет правила некоторых игр, усложняя или упрощая их.
Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, игры мы согласовываем между собой. На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Формирование движений происходит при участии речи. Ритм речи, особенно стихов, используемых на занятиях, способствует развитию координации общей и мелкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная память всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Например:
При отработке лексической темы «Дикие животные наших лесов» на моих занятиях, занятиях воспитателя, а также занятиях по физической культуре использовалась пальчиковая гимнастика по известной всеми потешке «Сидит белка на тележке». Поставленные задачи, такие как развитие мелкой моторики, согласование речи с движениями, а также закрепление употребления падежных форм в речи решались с легкостью.
Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируют собственную речь. Двигательная активность присутствует и на моих занятиях, занятиях учителя-логопеда, что способствует развитию общей и мелкой моторики.
Используемая нами дыхательная гимнастика по Стрельниковой способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и плавности.
Например: в игре «снежинки и ветер».
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.