Мария Дудникова
Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте одной из важных задач, стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Дошкольный возраст самый благоприятный период для становления ценностей здорового образа жизни, и мы с вами прекрасно понимаем, что, стремясь вырастить здоровое поколение детей, мы, прежде всего, должны «научить ребенка быть здоровым». Но мы также понимаем, что все наши усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не могут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей, без сотрудничества с ними процент успеха деятельности в данном направлении будет не высок.
Публикация «Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Поэтому встает вопрос о том, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле. А зачастую случается и так, что родители, проявляя активную заинтересованность в укреплении здоровья ребёнка, не всегда умеют грамотно решить многие вопросы из-за отсутствия определенных знаний, умений, опыта.
Чтобы добиться значимых результатов в формировании основ здорового образа жизни семьи, мы свою совместную работу с родителями строим на принципах единства, систематичности, индивидуального подхода, взаимном доверии, на основе запросов и интересов родителей, которые формируются в процессе анкетирования, направленного на выявление знаний о здоровьесбережении детей, что позволяет планировать и корректировать нашу работу в течение года. Немного расскажу о результатах анкетирования на начало этого учебного года. Проведение анкетирования среди родителей детей старших и подготовительных групп выявило проблемы в вопросах укрепления здоровья семьи :
Например, на вопрос «Какие виды активной деятельности предпочитает ваш ребенок в выходные дни», 70% родителей отметили, что их дети играют в основном в компьютерные игры, на втором месте, к счастью, прогулки на свежем воздухе.
У 64% опрошенных дома имеется необходимый спортивный инвентарь для двигательной активности: мячи, скакалки, велосипеды, самокаты, ролики, спортивные уголки. 36% родителей, отметили, что имеют только мяч или вообще ничего.
На вопрос «Часто ли болеет Ваш ребенок», 78% родителей ответили, что ребенок болеет не часто, 22 % часто. Основной причиной заболевания детей родители считают 57% - недостаточное физическое воспитание в семье, 30% -предрасположенность и наследственность, 13% считают, что в болезнях ребенка виноват детский сад.
Физические показатели развития своего ребенка знают 57% из анкетируемых родителей. Практически 80% родителей считают, что, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка, особое внимание сад и семья должны уделять комплексу оздоровительных мероприятий. В первую очередь отмечают, соблюдение режима дня, пребывание детей на свежем воздухе, физкультурные занятия.
На вопрос «Знаете ли вы как укреплять здоровье ребенка»? 55% ответили утвердительно, остальные 45% частично. При этом, в помощи детского сада по укреплению здоровья детей нуждаются – 42%, 48% частично, 10% - не нуждаются.
Из всех родителей только 4% могут поделиться своим положительным опытом семейного физического воспитания.
Итак, на основе обработки и анализа проведенного анкетирования мы разрабатываем годовой план работы с семьями наших воспитанников, в котором отражаются различные формы работы. Главная задача, которую мы ставим перед собой в плане обмена информацией – это донести до родителей, что они - Главный и лучший пример для ребенка. От благополучной психологической обстановки, от образа жизни и взаимоотношений внутри семьи зависит формирование высокой самооценки ребенка, его уверенность в своих силах и способностях, позитивный настрой, правильное отношение к жизни и социуму.
Остановиться подробнее хочется на практических формах приобщения семьи к ЗОЖ, потому как, ничто так не сближает родителей, детей и педагогов, как совместно проведенные мероприятия, которые наиболее эффективны в решении поставленной задачи и особенно приветствуются детьми. Такие формы общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Поэтому нами разрабатываются и проводятся различные совместные мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни семей наших воспитанников. Это спортивные досуги, праздники, развлечения, на которых родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми, испытать чувство ответственности за здоровье семьи. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли не просто посмотреть, но и повеселиться, посоревноваться и поиграть вместе с ними.
Мы организовываем Дни открытых дверей, семинары-практикумы, мастер-классы, семейные клубы. Очень эффективным приёмом, привлечения внимания родителей к вопросам укрепления здоровья, является трансляция положительного опыта других семей, где они могут поделиться своими секретами, к примеру, обустройства спортивного уголка дома или семейных выходных прогулок, посещение спортивных секций или нетрадиционных видов закаливания.
В этом году мы вместе с другими узкими специалистами детского сада разработали и реализовываем проект «Здоровые дети — здоровое общество», в котором выдели информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы взаимодействия с семьёй.
Цель проекта: Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни.
В ходе проекта мы решаем задачи по созданию условий для укрепления здоровья детей в рамках ДОУ и семьи; а также привлечение родителей к активному воспитательно - образовательному процессу по вопросам оздоровления; апробирование как традиционных, так и нетрадиционных форм работы по здоровьесбережению; повышение качества работы всех педагогов ДОУ по физкультурно-оздоровительному направлению. В рамках проекта в средних группах были проведены мастер-классы для родителей по обучению здоровьесберегающим технологиям. На заключительном этапе проекта у нас запланировано повторное анкетирование для родителей, чтобы отследить результативность нашей работы по повышению уровня грамотности в вопросах здоровьесбережения детей и семьи в целом.
Анализ работы по взаимодействию с родителями на протяжении нескольких лет позволяет нам сделать выводы, что созданная в нашем детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать задачи развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. У большинства семей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению знаний в здоровьесбережении. Анализ состояния здоровья детей из года в год показывает, что выстроенная целенаправленная работа по сохранению и укреплению физического здоровья обеспечивает стабильно низкие показатели детской заболеваемости. На этапе завершения дошкольного образования наши воспитанники имеют сформированные знания и потребность в здоровом образе жизни, а родители устойчивые ценностные ориентации.