Арбузова Ольга Станиславовна
Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к педагогическому совету на тему:
"Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".
Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием. Забота о здоровье во всем мире занимает приоритетные позиции. Высокая заболеваемость, плохая экология, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определенной комплексной системы в работе по оздоровлению детей. Сохранение и обеспечение здоровья детей - главное условие и показатель личностно направленного образования, а так же одна из основных задач системы образования. Особенно важно создание условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье ребенка. Модернизация дошкольного образования позволяет искать новые формы оздоровительной работы с детьми в образовательных учреждениях разного вида.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач здоровьезбережения и здоровьеформирования :
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
3) Формирование культурно-гигиенических навыков, начальных представлений и ценностей здорового образа жизни; овладение элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании.
В основе задач по физическому развитию лежит понятийная интеграция вокруг темы «здоровый образ жизни» (далее как – ЗОЖ).
Существует множество его трактовок. Медицинская энциклопедия дает такое его определение: это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на улучшение и сохранение здоровья.
При этом под основами ЗОЖ ребенка дошкольного возраста ученые понимают :
1. Правильно организованную двигательную деятельность.
2. Рациональное закаливание.
3. Оптимальный режим дня.
4. Сбалансированное питание.
5. Удовлетворительный психологический климат в семье и детском саду.
6. Обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Всю работу по ЗОЖ можно условно разделить на два компонента:
1. формирование ЗОЖ на основе валеологического воспитания, включающего изучение дошкольниками своего организма. Освоение гигиенических навыков, развитие представлений о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности и др. ;
2. создание условий, при которых физическое воспитание, двигательная активность становятся мощными стимулирующими факторами формирования ресурсов здоровья в процессе интеллектуального и эмоционального развития ребенка через активное включение его в систему занятий физическими упражнениями.
Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Выступая активной воспитывающей силой, семья одновременно является объектом педагогического воздействия детского сада.
Работа с семьёй – важная деятельность воспитателя и других работников дошкольного учреждения. В работе с семьё й решаются следующие задачи:
1. Педагогическое просвещение родителей.
2. Изучение условий жизни и воспитания в каждой семье.
3. Ознакомление родителей с жизнью и работой ДОУ.
Обязанностью воспитателей дошкольного учреждения является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребёнке, закономерностях его развития и путях воздействия на него с целью всестороннего гармонического развития.
Совместная работа с семьёй строится на следующих основных положениях, определяющих её содержание, организацию и методику.
1. Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка понятны не только воспитателям, но и родителям,
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье, учет способностей ребёнка и интересов семьи.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.
5. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в ДОУ.
В соответствии с перечисленными положениями работа с семьёй включает :
1) целенаправленную санпросвет работу, пропагандирующую общегигиенические правила.
2) обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, виды закаливания и т. д.)
3) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка
Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании.
Здесь можно выделить в работе с семьёй несколько этапов :
I. Знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.
II. Знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребёнка (анкетирование)
III. Формирование установки на сотрудничество. Здесь можно предложить следующие формы работы: анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребёнка, ознакомление родителей с результатами обследования детей, индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, выставки, открытые занятия.
IV. Организация открытых мероприятий, причём родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребёнка.
На этом этапе эффективными формами работы с родителями являются: совместные физкультурные досуги, праздники, дни открытых дверей, привлечение родителей к изготовлению инвентаря и оборудования для спортивного зала, и физкультурных праздников.
Немаловажное значение имеет и проведение родительских собраний, целью которых может служить то, чтобы показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного ребенка, способного к последующей активной творческой деятельности.
Ознакомившись с условиями и жизнью семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к физическому развитию ребенка, к ЗОЖ условно делятся на следующие группы.
К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.
Родителям, отнесенным ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.
Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни ДОУ. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.
Таким образом, разделив взрослых на условные группы, коллектив ДОУ может осуществить дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.
Путями установления сотрудничества со взрослыми первой и второй групп являются:
• Предоставление возможности наблюдать своего ребенка на групповых и совместных занятиях, праздниках, развлечениях.
• Проведение групповых консультаций, бесед.
• Предоставление родителям литературы из педагогического опыта работы
• Привлечение родителей в оказание помощи при подготовке спортивных мероприятий. (Например, принять участие в судействе соревнований).
Взрослые третьей группы являются опорой инструктора и воспитателя, их опыт в физическом воспитании детей нужно предлагать для изучения и применения всем родителям. Это может быть организация фотовыставки «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка», организация конкурсов на самые интересные спортивные подвижные игры с участием детей и родителей.
Для того чтобы работа дошкольного учреждения с семьёй давала действенные результаты, необходимо, чтобы эта работа велась целенаправленно, планомерно, систематически. Целенаправленность в работе с семьёй заключается в том, чтобы любое мероприятие – беседа, доклад, оформление стенда для родителей – было направлено на достижение определённой цели.
Проведение подобной работы позволит сплотить детский коллектив и родителей между собой, поможет добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и стать активными участниками этого процесса.
Инструктор по физкультуре ГБОУ Школа 2109
Арбузова О. С.