Кристина Гревцева
Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. Здоровье детей старшего дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении.
Публикация «Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе развития сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Среда, окружающая детей в детских садах, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:
совместные занятия физкультурой, прогулки;
отсутствие вредных привычек у родителей и наглядный пример;
рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
бережное отношение к окружающей среде, к природе;
медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
формирование понятия «не вреди себе сам».
В дошкольном учреждении дети проводят большую часть своего времени и именно здесь могут быть созданы реальные условия для осуществления сотрудничества педагогов и семьи с целью проведения систематической и целенаправленной работы по формированию представлений о ЗОЖ. Работа воспитателя по взаимодействию с семьей должна осуществляться в следующих направлениях:
Информационно-аналитическое:
-Изучить степень осведомленности родителей по проблеме.
-Определить особенности контингента детей (по уровню здоровья, физ. подготовленности, степени сформированности основ ЗОЖ)
-Анкетирование членов семей, беседы, патронаж на дому.
-Мониторинговые исследования по части охраны и укрепления здоровья воспитанников
Мотивационное:
-Установить эмоциональный контакт между воспитателями, родителями и детьми.
-Заинтересовать родителей вопросами формирования основ ЗОЖ у своего ребенка.
-Вызвать у родителей осознанное стремление участвовать в совместной деятельности д/с по данной проблеме.
-Самостоятельное оформление паспортов здоровья.
-Оформление фотовитрин, выпусков семейных газет по теме воспитания здорового ребенка.
-Встречи с интересными людьми (мед. и пед. работники, представители семей, имеющий интересный опыт семейного воспитания и т. п.)
-Совместное создание и использование рекламных слоганов, агитационных плакатов.
-Посещение физкультурно-оздоровительных мероприятий детей групп старшего возраста
Просветительское:
-Ознакомить с особенностями психофизиологического развития младших дошкольников; задачами Программы.
-Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей.
-Наглядные формы (буклеты, памятки, стенды и др.).
-Организация педагогической библиотеки по теме.
-Индивидуальные беседы.
-Консультации (групповые и индивидуальные).
-Деловые игры.
-Круглые столы.
-Открытые мероприятия для родителей.
-Мастер-классы.
-Презентация опыта семейного воспитания в разных формах.
-Встречи с интересными людьми.
-Клуб педагогов и родителей.
-Интернет-копилка семейного опыта.
-Родительские собрания.
Практическое:
-Дать практические способы приобщения детей к ЗОЖ с учетом возрастных особенностей детей и задач программы.
-Организация выставок семейных творческих работ.
-Изготовление нетрадиционных пособий и атрибутов для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
-Участие в досуговых мероприятиях.
-Гостевание в группе.
-Совместная образовательная деятельность детей, родителей и воспитателей (непосредственное участие в образовательном-оздоровительном - совместные дид. и подвижные игры, физ. упражнения, минутки здоровья и др.)
Интерактивное:
-«Интерактивные игровые упражнения» (по разработкам воспитателя) для закрепления задач Программы в домашних условиях.
-Интернет-совет (индивидуальное интернет-общение воспитателя и родителей по вопросам воспитания здорового ребенка).
До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Успех формирования у детей представлений о здоровом образе жизни во многом определяется целенаправленностью воспитательно-образовательной работы и взаимодействием педагогов и родителей. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Используемая литература:
1. Багманян М. М. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016
2. Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук //Н. А. Андреева. - Екатеринбург, 2005