Елена Королева
Консультация «Взаимодействие ДОО и родителей по вопросу предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повысить уровень знаний родителей по обучению дорожного движения и профилактике детского дорожного травматизма.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Публикация «Консультация „Взаимодействие ДОО и родителей по вопросу предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются :
• приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;
• приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
• соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа.
Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т. е. охрану жизни и здоровья.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета.
Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.
Причины дорожно-транспортных происшествий.
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий :
1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения);
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов);
3. Игра на проезжей части (дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр). Самостоятельно и в полном объёме осуществлять свои права и обязанности может только совершеннолетний гражданин. Конституция РФ определяет возраст совершеннолетия и дееспособности с 18 лет. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ст. 1073) именно родители являются гражданскими ответчиками и несут материальную ответственность за ущерб, причинённый действиями своего ребёнка.
В соответствии со ст. 1074 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетний обвиняемый в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несёт ответственность за причинённый вред на общих основаниях. Но в случае, если он не имеет доходов или другого имущества, достаточного для возмещения вреда, вред этот может быть возмещён его родителями, которые и привлекаются к участию в деле в качестве гражданских ответчиков. Таким образом, если по вине ребёнка совершено дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали люди и разбит автомобиль, то отвечать по закону придётся его родителям!
В Концепции дошкольного воспитания подчё ркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является
установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Пока еще нельзя сказать, что присутствует система работы с родителями, которые сами зачастую демонстрируют отсутствие культуры поведения на дорогах и, соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения на улице.
Большинство родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не дает эффекта.
Только терпение и настойчивость являются эффективными средствами, которыми необходимо запастись всем взрослым ради спасения жизни и здоровья своего ребёнка и всех других участников дорожного движения. Эффективность обучения детей безопасному поведению на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого на улице, в общественном транспорте, за рулём автомобиля, нарушение им правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о ПДД не меньше, чем их дети. Психологи утверждают, что усвоение ПДД должно быть доведено до автоматизма, т. е. принятие решения в сиюминутной дорожной ситуации должно происходить на подсознательном уровне. Значит необходимо постоянное наглядное напоминание о правилах поведения на дороге.
Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам дорожной грамотности, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.
Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей.
Направления работы с родителями по профилактике детского дорожного травматизма :
• привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;
• выработка плана совместных действий;
• пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного движения средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, с целью предупреждения опасного поведения на улице;
• повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного движения культуры поведения на улице;
• активизация внедрения детских удерживающих устройств в автомобилях;
• ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия дошкольниками и первоклассниками информации по основам безопасности дорожного движения;
• информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к правилам дорожного движения и их выполнения;
• активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника милиции;
• приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;
• ознакомление с результатами мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма в районе, городе, крае;
• изучение общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий по профилактике детского дорожного травматизма;
• привлечение к проведению пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;
• повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада;
• совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.