Аэлита Салихова
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Салихова А. Г. ,
Музыкальный руководитель ГБДОУ детского сада № 76
Центрального района Санкт-Петербурга
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Семья и дошкольные организации - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Организованное взаимодействие дошкольной организации и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повысить уровень культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада. Одним из основных принципов дошкольного образования, закрепленных в Стандарте, является сотрудничество образовательной организации с семьей. Задачи дошкольного образования - это обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Родителям сегодня доступна масса информации педагогического и психологического характера, но не всегда получается грамотно воспользоваться этой информацией. От качества нашей просветительской работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи, развитию интереса родителей к вопросам воспитания. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволит повысить его качество, так как кто, если не родители, лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.
Взаимодействие детского сада с семьей выступает как умение построить взаимоотношения с родителями на основе взаимопонимания и открытого диалога, способность создать творческую атмосферу сотрудничества. Необходимо отметить значимость пошаговой трёхступенчатой модели взаимодействия детского сада и семьи, включающей в себя: - создание общей установки на совместное решение задач целостного развития ребёнка (первая ступень); - выработку общей стратегии сотрудничества для приобщения ребёнка к труду как к ценности (вторая ступень); - реализация единого, согласованного индивидуального подхода к ребёнку с целью максимального развития его личностного потенциала, обеспечение его целостного развития как субъекта детской деятельности (третья ступень) Осуществление полноценного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможно при следующих условиях: - готовность педагога к взаимодействию с родителями; - определение значимых для педагога и родителей целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие; - настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей; - разработки этого взаимодействия с учётом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников; - создание материальных условий, обеспечивающих эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.
Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовно-нравственную направленность, привитие моральных, этических и эстетических ценностей. Кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций используются разнообразные формы работы, применяются следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость. Родители вместе с детьми каждый год активно участвуют в организации выставки поделок из природного материала, Новогодней и Рождественской выставки. Совместно с родителями можно проводить спортивные мероприятия (веселые старты и тп, праздники и музыкальные вечера. Генеалогическое древо семьи – одно из заданий, к которому родители ежегодно возвращаются совместно с детьми. Дети в восторге от этой творческой работы. Древо каждой семьи дополняется, видоизменяется, получается интересным, содержательным, поучительным для детей. Каждый ребенок в последующем готовит рассказ «Генеалогическое древо моей семьи». Работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада, постоянно, дает положительный результат.