Ващенко Олеся Александровна
Выступление воспитателя «Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой Родины, её народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Наиболее доступным средством формирования положительного отношения к малой Родине является художественное творчество. Именно искусство обладает безграничным воспитательным потенциалом.
Публикация «Выступление воспитателя „Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании“» размещена в разделах
Реализация национально-регионального компонента сегодня предусматривает воспитание в среде с национальным колоритом.
Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» предоставляет большие возможности для реализации регионального компонента в работе с дошкольниками через решение следующих задач:
- формирование способности воспринимать, видеть красоту окружающего мира в искусстве и жизни, оценивать их
-формирование эстетического вкуса;
-развитие детского творчества и воображения;
-приобщение к изобразительному искусству на основе традиций народов;
-воспитание уважения к людям, к их традициям и обычаям.
Предполагается, что благодаря обращению к особенностям красоты природы, культуры, быта родного края дети начнут осознавать свою принадлежность к культурно – природной среде и меру своей ответственности за ее сохранения и приумножения. Следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты культуры народа :
декоративно-прикладное искусство
музыкальное народное творчество,
праздники
традиции и обычаи.
Целью моей работы в этом направлении с детьми является: формирование у детей интереса к богатству народной культуры, художественных традиций народов, проживающих в Ставропольском крае через самовыражении в различных видах продуктивной деятельности.
Культуру нашей Родины невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает особенности духовной жизни, наглядно демонстрирует их моральные, эстетические ценности и художественные вкусы. Знакомя детей с видами народно-декоративно-прикладного искусства, с прекрасным творением народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрешки формирую у детей патриотические чувства: - чувства любви к Родине на основе изучения народных промыслов России; - развиваю художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности; - приобщаю к культуре и традициям русского народа; - воспитываю лучшие качества, присуще ему: трудолюбие, доброту; - воспитываю интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
Особую роль в своей работе с детьми я уделяю рассматриванию репродукций картин художников Ставропольского края. Дети познакомились с картиной Павла Моисеевича Гречишкина «Золотая осень Ставрополья», что способствовало развитию и восхищению к природе родного края.
На прогулках, наблюдениях рассказываю детям о разнообразии и уникальности природы нашего края, учу их любоваться, размышлять, проявлять заботу. А после по желанию детей отразить в рисунке красоту клена в золотом убранстве, белоствольную березу, букет листьев в вазе, зимний лес, нарисовать цветы такие как: одуванчик, подснежник, мать-и-мачеха. В своей деятельности принимаю техники нетрадиционного рисования. Художественное творчество с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания
Также уделяю внимание рассматриванию бумажных кукол в русских национальных костюмах, что способствует развитию интереса к истории русского народа, вызывает у детей эстетические переживания. Не оставляю без внимания и одну из отраслей современного музыкознания – музыкальное краеведение. Для формирования представлений дошкольников о малой родине знакомлю их с народными играми, национальными праздниками, фольклором, народными песнями Ставропольского края композитора И. Пятко: «Колыбельная», «Едем на лошадке», «Жаворонок», «Сонный слон», «Купите лук», «Новогодний праздник», «Считалка», «Пчелка», «Осень», «Шалтай-Болтай», «Робин Бобин», «Хоровод», «Ветерок». С целью приобщение детей к народной музыки рассматриваем русские народные музыкальные инструменты такие как балайка, гармошка, деревянные ложки.
Но для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна. В нашей группе оформлен уголок нравственно-патриотического воспитания. Он содержит следующие атрибуты: портрет президента Росси, государственные символы России: ГЕРБ, ФЛАГ, государственные символы нашей малой Родины; альбомы «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Фотографии об истории и современности нашего города», «Московский Кремль», «Русские сувениры», «Народные промыслы», иллюстрации к былинам, портреты былинных богатырей, картонные куклы в русских национальных костюмах.
Также по этому направлению в группе ведется работа и с родителями. Я привлекаю родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. В своей работе применяю как групповые, так и индивидуальные формы работы:
- совместные работы детей и родителей на темы: «Дары Осени», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»; «Весенняя капель». Родители принимают участие и в городских выставках посвященных к празднованию Дню города, 9 мая. С интересом приняли участие в групповой выставке «Древо семьи»
- праздники организованные совместно с музыкальным руководителем, физ. инструктором такие как: День Матери, 23 февраля, 8 марта, новогодний бал маскарад.
Учитывая уникальность нашего региона, необходимо активно внедрять в работу с детьми изучение неповторимости и самобытности культуры коренных жителей в понятной для детей форме. В этом поможет тесное взаимодействие с краеведческим музеем, встречи с интересными людьми, знакомство с народными видами искусства. Народное творчество – источник чистый и вечный. Наша задача состоит в том, чтобы возродить народные традиции, на земле который мы живём, в душах детей. И только возможность личным опытом познать этот источник: активное творчество, самостоятельность и нестандартность детского мышления помогут воспитать подрастающее поколение добрым, отзывчивым и благородным.