Елена Волченкова
Выступление в детском саду на ГМО для воспитателей логопедических групп
▼ Скачать + Заказать документы
У многих детей дошкольного возраста нарушено эмоционально-чувственное постижение мира. Нам, педагогам, необходимо вызвать потребность в высказываниях, поддержать идею высказывания, обогатить внутреннюю речь, помочь грамматически правильно оформить значение слов и преподнести внешнюю речь в более выгодном свете.
О. И. Соловьева, А. М. Бородич, Л. П. Федоренко выделяют типичные ошибки грамматического строя речи у старших дошкольников :
1. Неправильные окончания имен существительных:
а) в форме родительного падежа, множественного числа
б) форма родительного падежа, единственного числа ;
Публикация «Выступление в детском саду на ГМО для воспитателей логопедических групп» размещена в разделах
в) форма винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных ;
г) форма предложного падежа неодушевленных существительных мужского рода
2. Склонение несклоняемых имен существительных
3. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных
4. Изменение рода существительных
5. Образование глагольных форм:
а) повелительное наклонениеб) изменение основы глаголав) спряжение глаголов
6. Неправильная форма причастия
7. Образование сравнительной степени прилагательного
8. Окончания местоимений в косвенных падежах
9. Склонение числительных
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. В дошкольном возрасте нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно.
К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость формировать привычку правильной разговорной речи. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.
В овладении речью, считает Л. С. Выгодский, ребенок идет от части к целому, от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая их предложений. Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний.
А. Г. Арушанова отмечает:
Пятый год жизни – это прежде всего становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве. Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи.
Формирование разных сторон грамматического строя – синтаксис, морфологию, словообразование – ребенок усваивает по разному. В соответствии с ФГОС, взаимодействие с детьми строится на основе использования личностно-ориентированного подхода и предполагает осуществление образования дошкольников в игре. В игре материал усваивается прочнее, причем в эмоционально-привлекательной форме. В старшей и подготовительной к школе группах приобретенные знания закрепляются в словесных дидактических играх и упражнениях.
Сегодня будем говорить об успешном формировании грамматического строя речи детей на основе дидактических игр и упражнений. Работа по совершенствованию морфологической стороны речи с использованием дидактических игр и упражнений, состоит из нескольких этапов. Первый этап – обследование детей на выявление сформированности у них соответствующих возрасту грамматических навыков. Для этого подобраны диагностические материала/игры и упражнения/. Второй этап – на основе результатов мониторинга составляется перечень грамматических ошибок, план работы для коррекции речи, подбирается пакет дидактических игр. Третий этап – включение дидактических игр, игр-упражнений в повседневную работу с подгруппами и индивидуально.
Мною подобраны игры и упражнения по ФГСР. Распределены на группы в соответствии с системой грамматического строя языка. Сегодня с некоторыми из них я вас и познакомлю.
Особое место отведено играм ТРИЗ
Игры с кольцами ЛУЛЛИЯ «Где чей домик», «Чей детеныш», «Кто кем был? Кто чем был?»,
Упражнение «Сосчитай - ка»
Цель: согласование числительных с существительными в роде и числе.
Ход игры: Ребенок выбирает цифру или кидает кубик с цифрами и называет количество предметов
Игра «паровозик времени», или «Был. Сейчас здесь есть. Будет» учит детей преобразовывать глаголы по временам. / например, Бабочка летала. Бабочка летит. Бабочка полетит. Бабочка будет летать/
Игра «Я могу быть»
Цель: закрепляет навык употребления существительных в форме творительног падежа, согласование сущ-ных с прилагательными в роде, числе. / например, Я могу быть ягодкой. У меня красная кофта. Я могу быть травой. У меня зеленые лосины/
Игра «Если ты, то»
Цель:развиваем логического мышление, обсуждаем последствия действий, развиваем речь, обсуждаем всевозможные варианты событий.
Маша - Растеряша (с 5 лет).Учимся не только решать проблемы Чем рисовать, если нет карандаша, чем резать хлеб, если забыли нож, но и при этом строим грамматически правильные предложения.
Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы, развиваем речь детей.
Перед игрой напомните детям функции различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?. А также вспомните кто такие растеряшки.
Ход игры:
Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:
- Ой! - Что с тобой?
- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета?
- Я потеряла карандаш. Чем я могу нарисовать?
Дети должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (фишку).
В конце игры подсчитываем фишки и определяем победителя.
Теремок Дети закрепляют навык строить предложения соблюдая грамматические нормы языка при этом сравнивают предметы, находят отличительные и общие признаки
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки предметов путём сравнения и их отличия.
Правила игры:
Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?". Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня". Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета, по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности. Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра закрепляет у детей алгоритм системного мышления.
ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…в старшей группе дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить воспитатель, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, А в подготовительной - усложняю игру, «причина» может стать основным предложением и так игра длится долго.
Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.
Незаконченные предложения для игры :Вова заболел (простыл) Мама взяла зонт (идёт дождь) Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)
Игра «Потому что» - составляем причинно-следственные предложения. Обращаем внимание на грамматические нормы всех частей речи. Причем «причина» может стать основным предложением и так игра длится долго. Например, Мама купила торт, потому что было хорошее настроение. Было хорошее настроение, потому что сын получил 5 за контрольную работу. Сын получил 5 за контрольную работу, потому что много занимался. Сын много занимался, потому что ему нравится математика. Ему нравится математика, потому что….и так далее.
Игра «Чей, чья, чьё»
игра «Что за зверь»/создание фантастического животного/
Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: на доске вывешивается картина с изображением животных, а детям картинки отдельных их частей/ хвост, лапа, ухо/. Дети по очереди называют какого животного у нитх часть изображена на картинке.
КАКОЕ ЭТО БЛЮДО? ПОСУДА?
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … ?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … ?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … ?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)
“Праздничный ужин”
Задача: показать дошкольнику, как образуются относительные прилагательные.
Предложите ребенку придумать меню на праздник. Взрослый называет состав блюда или напитка, а ребенок должен подобрать соответствующее прилагательное (“какой напиток” или “какое блюдо”). Например:
- пюре из картофеля — картофельное пюре;
- сок из ягод — ягодный сок;
- суп из грибов — грибной суп;
- соус из чеснока — чесночный соус;
СКАЖИ НАОБОРОТ
Цель: учить подбирать антонимы к словам разных частей речи
Взлет – посадка Громко-тихо
Весело-грустно Взлетать – приземляться
Приезжать - …
“Мое слово” «Жадина»
Задача: дошкольник тренируется согласовывать существительные с местоимениями “мой”, “моя”, “мое”, “мои”.
Для игры можно использовать мяч. Взрослый называет слова, ребенок должен отвечать чьи они. Важно следить, чтобы ребенок согласовывал местоимение и существительное правильно. Например: слон - мой, кошка - моя, дерево - мое, очки - мои. Можно изменить условия: взрослый в произвольном порядке произносит одно из четырех местоимений, а ребенок придумывает подходящее слово (мой - мяч, мое – одеяло)
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.
Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые…
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
«Два брата ИК и ИЩ». Или «Увеличалочка- уменьшалочка»
Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
— Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)
У ИКА был носик, а у ИЩА?.
В дальнейшем закрепляется дифференциация слов:
ротик — ротище,
лобик — лобище,
глазик — глазище,
ручки — ручищи,
Куда положим» Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.
Эта игра по теме Посуда. Сначала обогащаем словарь
Хлеб кладут в … хлебницу.
Мыло кладут в … .мыльницу.
Масло кладут в …
Сахар насыпают в …
Салфетки ставят в …
Масло кладут в …
Игра «Доскажи словечко»
Мама на терке натерла…
На тарелке много вкусной сладкой…
Повар приготовил вкусный ароматный…
Игра «Кто больше назовет действий»
Снег что делает/ падает, летит, тает, лежит, хрустит, сверкает/
Дождь /идет, льет, стучит. Капает, мешает, поливает/
«Чем можно?» Цель: Закреплять формы творительного падежа.
Взрослый предлагает детям ответить на вопрос «Чем можно?» :
Рубить — топором,
резать — ножом, ножницами,
умываться — водой,
пилить — пилой,
вытираться — полотенцем,
рисовать — кисточкой,
писать — ручкой,
«Кто чем управляет?»
Цель: Закреплять формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».
Материал: Картинки с изображением различных видов транспорта.
Взрослый показывает картинку и задет вопросы: «Кто управляет … автобусом, самолетом и т. д.)»? Дети должны ответить полным предложением.
Автобусом управляет водитель.
Грузовиком управляет шофер.
Поездом управляет машинист.
Вертолетом управляет вертолетчик.
Самолетом управляет летчик.
Кораблем управляет капитан.
Мотоциклом управляет мотоциклист.
Велосипедом управляет велосипедист.
Ракетой управляет космонавт.
«Что из чего сделано?»
Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.
Материал: Карточки лото с изображением различных предметов, фишки.
Воспитатель называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети находят изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть изображение этого предмета, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т. е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки. Стакан из стекла — стеклянный,сковорода из чугуна — чугунная,
ложка из дерева — деревянная,нож из металла — металлический,
ведро из железа — железное,ваза из хрусталя — хрустальная, чашка из фарфора — фарфоровая,
«Отгадай предмет по признакам»
Цель: Упражнять детей в понимании смысла слов и предложений. Развивать их слуховую память. Закрепить понятие о признаке предмета. Учить подбирать подходящий предмет к признакам.
Материал: Предметные картинки с изображением предметов для каждого ряда признаков. Взрослый раскладывает на столе предметные картинки и называет ряды признаков, а ребенок должен найти подходящую для каждого ряда картинку и повторить словосочетания целиком.
Например: Красивая, заботливая, любимая, единственная — мама;
сильный, строгий, высокий — папа; пушистая, рыжая, хитрая — лиса;
деревянный, квадратный, обеденный — стол
Следующие игры «Ложка и стакан», «машина и гараж» «матрешка и домик», «собака и будка» «Птичка в клетке» способствуют закреплению навыка образовывать глаголы с помощью приставок» Цель: Учить образовывать глаголы с помощью приставок. Материал: Картинки птички и клетки.
Взрослый выставляет на доску плоскостное изображение клетки и перемещает пташку. Дети озвучивают:
— Птичка из клетки … вылетела. — Над клеткой … пролетела.
— Вокруг клетки … облетела. — К клетке … подлетела.
— В клетку … залетела.
игра» Ложка и стакан» Ложка … в стакане. Ложка …. на стакане. Я положила ложку под стакан. Я положила ложку за стакан. Я достала ложку из стакана.
Машина – выехала, заехала, объехала, отъехала.
Собака сидит в будке, на будке, около будки.
Матрешка - пришла, ушла, зашла, обошла.
Упражнение «Угадай и сделай так же»
Цель формировать умение изменять форму глаголов 3 лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа. Ход игры: Один ребенок совершает действие без предмета, другой угадает, называет действие и сделает точно так же. /Саша идет. Я иду. Саша читает. Я читаю/
Игра «Я – они»
Цель: формировать умение детей одни и те же глаголы употреблять в 1-м лице единственного и множественного числа.
Ход игры: Воспитатель называет действие в единственном числе, а дети отвечают во множественном числе. / Я иду. Мы идем. Я пришла. Мы пришли. /
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах.
Ход игры: воспитатель говорит в 1-м лице, первый ребенок отвечает во 2-м лице, второй ребенок – отвечает в 3-м лице. / Я иду. Ты идешь. Он идет. Я строю дом. Ты строишь дом. Он строит дом. /
Игра «Договори предложение»
Цель: формировать умение образовывать от прилагательных сравнительную степень.
Ход игры. Воспитатель зачитывает предложение. / Вова сильный, а его брат. / ребенок добавляет слово –сильнее/. Машина едет быстро, а самолет летит…Весной погода теплая, а летом еще …. У Лены шарф длинный, а у Кати …. Мороженное вкусное, а конфета…/
«Найди ошибку».
Цель: Развивать слуховое внимание, мышление.
Воспитатель предлагает детям послушать предложение, определить, правильно ли оно составлено, а если неправильно, то исправить ошибку.
1. Шел дождь, потому что я взяла зонтик.
2. Цветы не поливали, потому что они засохли.
3. Солнышко прячется, потому что ночью темно.
4. У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.
5. Солнце пригревает, потому что стал таять снег.
6. Петя испачкался, потому что его поругала мама.
7. Река замерзла, потому что дети взяли коньки.
8. День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.
9. Пришла весна, потому что прилетели грачи.
10. В комнате темно, потому что включили свет.
«Составь предложение».
Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.
Дети составляют предложения по опорным словам:
— зоопарк, полосатая, зебра, в. (В зоопарке полосатая зебра);
— рыба, море, плавать, в. (В море плавает рыба.);
— шар, подарить, красивый, Рита. (Рите подарили красивый шар);
— пирог, бабушка, приготовить, ароматный. (Бабушка приготовила ароматный пирог.).
Для освоения грамматических норм языка я использую схемы для пересказа сказок, мнемотаблицы для заучивания, различные дидактические игры, например: «Что забыл нарисовать художник», «Посчитай предметы»
Словесная игра или игра дидактическая является эффективным средством формирования грамматического строя речи у детей. Игры можно применять на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах воспитателем, при систематической организации с детьми данных игр значительно повышается уровень развития речи детей.
Все эти упражнения, игры, можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют значение, могут изменяться. Они по-разному звучат. Если ребенок выполняет все игры и упражнения правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития и он хорошо подготовлен к школе.
Список используемой литературы.
1. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006.
2 Арушанова А. Г. речь и речевое общение детей, М. Мозаика-Синтез, 1999.
3 Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет : методическое пособие для воспитателей. М. : Мозаика-Синтез, 2004.
4 Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, М. «Просвещение», 1985.
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги!