Ольга Васильева
Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать
1 слайд.
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего выступления: «Сенсорное развитие - фундамент умственного развития детей младшего дошкольного возраста».
2 слайд.
Мы представляем вашему вниманию практико-ориентированный материал и будем придерживаться следующего плана:
• выясним, что такое умственное развитие и почему оно невозможно без сенсорного развития;
Публикация «Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
• узнаем, почему младший дошкольный возраст – ключевой для сенсорного развития;
• и в заключение мы поговорим о трех направлениях сенсорного развития.
3 слайд.
Умственное развитие ребенка – широкое понятие, которое относится ко всей мыслительной сфере человека. К ее качественным и количественным преобразованиям во времени.
Умственное развитие происходит в тесной связи с другими людьми и с окружающей средой. Ребенок не может развиваться без познания этого мира, а главный процесс познания – это восприятие.
4 слайд.
Воспринимая этот мир, мы получаем опыт, на основании которого делаем выводы, умозаключения и развиваем все психическое процессы. То есть накапливаем информацию и научаемся ею пользоваться. Развитие восприятия – это и есть сенсорное развитие, для которого возраст до 4 лет – наиболее чувствителен.
5 слайд.
Воздействие взрослого на этом этапе детства через создание развивающей среды и целенаправленное обучение – эффективно и своевременно.
6 слайд.
Буквально пару слов посвятим разнице в терминах «сенсОрный» или «сЕнсорный». Это важно, ведь оба слова верные, но в разных ситуациях.
7 слайд.
Ребенок 3-4 лет находится на стыке возрастных периодов развития, когда одна ведущая деятельность (предметно-манипулятивная) сменяется другой (игровой). Но игра пока находится на уровне режиссерской и очень напоминает ту же предметную деятельность.
Также для всех видов деятельности в этом возрасте характерно добавление такого этапа деятельности как замысел. У деятельности есть три этапа: замысел, процесс и результат. Для освоения каждого из них есть свой чувствительный период. До трех лет ребенок активно осваивал «процесс», цель и результат деятельности его мало интересовали. Теперь же важно иметь идею, замысел. В 3-4 года этот этап только появляется, важно стимулировать его развитие.
А процесс – все еще главный этап. И вся сенсорная деятельность – это процесс, активное погружение в ощущения. То есть опять мы говорим о восприятии как ведущем процессе познания в младшем дошкольном возрасте. И тело, органы чувств – главные в восприятии. Ребенок должен иметь возможность менять положение в пространстве, касаться разными способами, кусать и облизывать, нюхать, смотреть, слышать.
8 слайд.
Теперь поговорим о направлениях сенсорного развития. Говоря о сенсорном развитии, часто имеют ввиду только обучение ребенка цветам, формам и величинам. Но это понятие намного шире, и мы предлагаем рассматривать сенсорное развитие в виде данной модели.
Первое, о чем стоит говорить – это сенсорная интеграция. Это процесс, когда мозг учится одновременно качественно обрабатывать разные виды ощущений для адекватной ответной реакции организма.
Это о теле ребенка в целом. И самые важные ощущения – это вестибулярные от органа равновесия (где моя голова относительно земли) и проприоцептивные от мышц и суставов (где мои руки и ноги относительно головы). Владение своим телом и его гармоничное ощущение – база для обучения и адекватного поведения.
9 слайд.
Сенсорная интеграция стимулируется специалистами с помощью специального оборудования. Но в обычной жизни лучший способ ее поддержать – дать детям возможность спонтанной двигательной активности.
В группе: валяться на полу, ползать под столами и стульями и по ним, заматываться в ткани, одеяла, надевать костюмы, устраивать домики, лазейки, кататься и качаться на одеялах, бороться и толкаться с другими детьми, падать, заворачиваться в половик, заползать под мат, смотреться в зеркала (в том числе кривые, гримасничать.
На улице: бегать, прыгать, ползать, падать, валяться, кататься по земле и на каруселях, качаться, забираться на препятствия, переползать, перепрыгивать, бегать по лужам и грязи, кричать.
То есть это активность, связанная с крупной моторикой.
10-12 слайды.
А если мы говорим о мелкой моторике, то это сенсорная деятельность. Она позволяет получить опыт посредством разных органов чувств.
И затем, когда мы даем названия явлениям, изученным на сенсорном опыте, они точно будут усвоены ребенком лучше, чем без такого опыта. Поэтому обучение сенсорным эталонам – это вершина реальной практической деятельности ребенка.
Самые очевидные сенсорные эталоны – это 7 цветов спектра и геометрические фигуры.
Какой опыт к ним подведет: сенсорные коробки с разным цветным материалом. Например, с гидрогелем, как на фото. Или цветными крупами, песком, макаронами, мозаикой, пуговицами. Так как дети уже не раннего возраста, то в сенсорную коробку стоит добавить персонажей для режиссерской игры.
13-14 слайды.
Игры с цветной водой. Красить воду можно как в крупных, так и в мелких емкостях. Зимой можно взять окрашенную воду на улицу в пульвелизаторах и окрасить снег. Снег можно красить и в условиях группы, набрав его в контейнер.
15 слайд.
Игры со светом. Многие игрушки и предметы преломляют и окрашивают свет. Можно использовать проектор, солнечные лучи. Можно раскрасить пластиковые бутылки и светить сквозь них фонариком.
16 слайд.
Чтобы изучить с детьми эталоны формы, стоит регулярно организовывать наблюдение и беседы об окружающем пространстве. Например, ввести в привычку рассматривать потолок, пол, стены, двери, мебель, посуду. Задавать вопросы: что похоже на шкаф, на тарелку, какие еще предметы такой же формы, что совсем не похоже по форме?
17-18 слайды.
Очень нравятся детям подвижные игры типа «найди в группе». Можно искать определенные формы, углы и линии у предметов. В том числе с помощью заранее изготовленных пустых рамок разных форм. В них смотрят на пространство, как на картину.
В рамках можно и выкладывать мозаики, делать поделки, рисовать рисунки.
Полезный опыт для изучения формы – «рисовать» пальцем на теле другого человека, «лепить» из тела. Потом угадывать, что получилось.
19 слайд.
Еще одна группа сенсорных эталонов – это величина и связанная с ней система мер.
Предлагая детям опыт по изучению длины, ширины, высоты, пространственных отношений, веса предметов мы должны помнить, что идем всегда от ребенка, его размера. Он – мера измерения.
Иногда и буквальная. Можно измерить любой предмет в целых детях или их частях тела. (Например, мы с моей семьей измерили, толщина ворот Петропавловской крепости – 56 Андрюшек в возрасте 5 лет и 48 Андрюшек в возрасте 12 лет.)
20 слайд.
Но чаще всего ребенок – косвенная мера измерения, центр восприятия. Поэтому важно при изучении высоты строить не только из мелкого, но и из крупного материала, когда дети меньше, чем постройка.
При изучении ширины детям нужно мерять на себя широкие и узкие наряды, пролезать в широкие и узкие игровые туннели, играть в коллективные игры типа каравай, создавая широкий и узкий круг.
Изучая расстояние, направление, длИны, нужно так же начинать от ребенка, чтобы он сначала бегал, кидал, смотрел далеко и близко, вверх и вниз.
Потом на этот личный опыт нанижется словарный запас для его обозначения. И есть статистика, что люди запоминают 90% от того, что сказано или написано по поводу их действия.
21 слайд.
Еще один сенсорный эталон – это неречевые звуки и звуки речи.
Можно включать в деятельность с детьми такие игры как «кто сейчас сказал», «что сейчас звучало», «в каком порядке звучало», «что неправильно звучало».
Отличная простая игра – звучащие сказки. Во время чтения сказок мы присваиваем персонажам или их действиям различные звуки, ритмы, возгласы и поручаем эти звуки конкретным детям, которые в нужный момент их воспроизводят.
22 слайд.
Не будем забывать и об эталонах вкуса и обоняния.
В детском саду часто обсуждают с детьми меню, названия и состав блюд. Но редко обсуждают оттенки вкуса. Хорошо включить этот момент в ежедневные рутины. И выходить за рамки вкусно- не вкусно, говорить о нюансах.
23 слайд.
Для обеспечения обонятельного опыта можно готовить тесто для лепки с разной плотностью, сенсорным наполнением в виде риса, фасоли, гороха, и разными запахами.
Проверенный рецепт теста мы предлагаем вам в копилку.
24 слайд.
Можно изготовить пахучие баночки или киндер-яйца, когда внутрь приклеивается ватка, на нее капается эфирное масло или духи.
25 слайд.
Таким образом, в условиях детского сада можно существенно обогатить сенсорный опыт детей младшего дошкольного возраста и сделать их обучение очень интересным и насыщенным.
Спасибо за внимание!