Екатерина Иштокина
Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах: общеразвивающем (представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей) и математическом (способности владения различными способами пространственной ориентации «по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта, что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.
Публикация «Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Как свидетельствуют результаты наблюдений и анализ планов работы, воспитатели осуществляют педагогическую деятельность в рассматриваемом направлении недостаточно целенаправленно и последовательно, а также испытывают затруднения в определении исходного уровня сформированности у детей пространственных представлений, проведении мониторинга, который в ФГОС ДО признается важным условием оптимизации процесса дошкольного образования. Указанные противоречия позволяют выделить проблему исследования, заключающуюся в поиске путей совершенствования процесса развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирование элементарных математических представлений у дошкольников.
Предмет исследования: приемы развития пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста.
Цель: разработать и апробировать систему занятий по развитию пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие «ориентировка в пространстве» в психолого-педагогической литературе;
• изучить особенности и закономерности развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста;
• рассмотреть приемы развития пространственных представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста;
• провести опытно-экспериментальную работу формирования пространственных ориентировок.
Под понятием «ориентировка в пространстве» понимаются способности человека определять свое местоположение и других объектов в пространстве, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем. При этом активная двигательная деятельность ребенка теснейшим образом связана с практическим освоением пространства и с формированием пространственных представлений. Основные пространственные категории, овладение которыми необходимо для успешности ориентировки на местности дошкольниками являются : ориентировку «на себе» и «на внешних объектах»; определение расположения предметов в пространстве и относительного друг друга; определение собственного положения в пространстве.
Проведенный анализ исследований позволил установить, что процесс развития отражения пространства и ориентировки носит поэтапный характер. На протяжении периода дошкольного детства ребенок проходит длительный и сложный путь от диффузного, нерасчлененного восприятия с выделением отдельных объектов вне пространственных связей между ними к постепенному вычленению, а затем и интегрированию, сближению рядом находящихся, и далее целостному дискретно-непрерывному пониманию пространства.
Основным приемом формирования пространственных ориентировок у детей старшего и среднего дошкольного возраста являются упражнения и дидактические игры, а также использование различного дидактического материала для конструирования, наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, подвижные игры.
Исследование уровня пространственных ориентировок проходило на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детского сада комбинированного вида №26 городского округа Орехово-Зуево. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Для проведения констатирующего эксперимента нами была выбрана методика обследования состояния пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста, разработанная О. Б. Иншаковой, A.M. Колесниковой.
Исследование показало, что у 40% дошкольников преобладает высокий уровень сформированности пространственных ориентировок, у 60% дошкольников –средний. Основываясь на полученных данных в контрольную группу вошли 4 дошкольника с высоким уровнем, экспериментальную группу составили дети со средним уровнем развития пространственных ориентировок. Основные затруднения в данной группе вызываю ориентация на листе бумаге (верх-низ, лево-право, размещение предметов в пространстве и относительно друг друга (выше, дольше, ближе. За, под, над, ориентация «на себя» (лево-право)
Апробированная система занятий на формирующем эксперименте включала в себя групповые и индивидуальные занятия. В систему вошли 27 занятий, включающих в себя следующие виды ориентации : на себе (2 занятия); на других объектах (1 занятие); от себя (учить указывать парные и взаимообратные направления 2 занятия, учить передвигаться в указанном направлении 2 занятия; учить определять пространственное расположение предметов по отношению к себе 3 занятия; формировать представление об отношениях «ближе – дальше», «близко – далеко» - 2 занятия; учить самостоятельно создавать указанные ситуации 1 занятие); от других объектов – 2 занятия; определение взаимного расположения предметов – 3 занятия; на плоскости листа – 4 занятия. На контроль и коррекцию знаний пространственных ориентаций направленно 5 занятий.
Для каждого занятия в рамках развития определенного вида пространственной ориентации выделены используемые методические приемы, упражнения, игры, дидактические игры и упражнения, дидактический материал, подвижные упражнения.
Согласно полученным данным контрольного эксперимента в контрольной группе уровень сформированности пространственных ориентировок не изменился.
В экспериментальной группе произошли значительные изменения: все дети имеют высокий уровень определения пространственного размещения предметов, ориентации в «схеме собственного тела», ориентации на листе бумаге. Обобщающий анализ полученных данных контрольного эксперимента согласно позволил сделать вывод, что уровень сформированности пространственных ориентировок в экспериментальной группе старших дошкольников повысился со среднего до высокого уровня.
Следовательно, доказана эффективность проведенной нами работы на формирующем эксперименте с использованием системы занятий по развитию пространственных ориентировок у детей.