МААМ-картинки

Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста

Екатерина Иштокина
Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах: общеразвивающем (представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей) и математическом (способности владения различными способами пространственной ориентации «по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта, что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.

Публикация «Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Как свидетельствуют результаты наблюдений и анализ планов работы, воспитатели осуществляют педагогическую деятельность в рассматриваемом направлении недостаточно целенаправленно и последовательно, а также испытывают затруднения в определении исходного уровня сформированности у детей пространственных представлений, проведении мониторинга, который в ФГОС ДО признается важным условием оптимизации процесса дошкольного образования. Указанные противоречия позволяют выделить проблему исследования, заключающуюся в поиске путей совершенствования процесса развития пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

Предмет исследования: приемы развития пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста.

Цель: разработать и апробировать систему занятий по развитию пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

• рассмотреть понятие «ориентировка в пространстве» в психолого-педагогической литературе;

• изучить особенности и закономерности развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста;

• рассмотреть приемы развития пространственных представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста;

• провести опытно-экспериментальную работу формирования пространственных ориентировок.

Под понятием «ориентировка в пространстве» понимаются способности человека определять свое местоположение и других объектов в пространстве, а также дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нем. При этом активная двигательная деятельность ребенка теснейшим образом связана с практическим освоением пространства и с формированием пространственных представлений. Основные пространственные категории, овладение которыми необходимо для успешности ориентировки на местности дошкольниками являются : ориентировку «на себе» и «на внешних объектах»; определение расположения предметов в пространстве и относительного друг друга; определение собственного положения в пространстве.

Проведенный анализ исследований позволил установить, что процесс развития отражения пространства и ориентировки носит поэтапный характер. На протяжении периода дошкольного детства ребенок проходит длительный и сложный путь от диффузного, нерасчлененного восприятия с выделением отдельных объектов вне пространственных связей между ними к постепенному вычленению, а затем и интегрированию, сближению рядом находящихся, и далее целостному дискретно-непрерывному пониманию пространства.

Основным приемом формирования пространственных ориентировок у детей старшего и среднего дошкольного возраста являются упражнения и дидактические игры, а также использование различного дидактического материала для конструирования, наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, подвижные игры.

Исследование уровня пространственных ориентировок проходило на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детского сада комбинированного вида №26 городского округа Орехово-Зуево. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.

Для проведения констатирующего эксперимента нами была выбрана методика обследования состояния пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста, разработанная О. Б. Иншаковой, A.M. Колесниковой.

Исследование показало, что у 40% дошкольников преобладает высокий уровень сформированности пространственных ориентировок, у 60% дошкольников –средний. Основываясь на полученных данных в контрольную группу вошли 4 дошкольника с высоким уровнем, экспериментальную группу составили дети со средним уровнем развития пространственных ориентировок. Основные затруднения в данной группе вызываю ориентация на листе бумаге (верх-низ, лево-право, размещение предметов в пространстве и относительно друг друга (выше, дольше, ближе. За, под, над, ориентация «на себя» (лево-право)

Апробированная система занятий на формирующем эксперименте включала в себя групповые и индивидуальные занятия. В систему вошли 27 занятий, включающих в себя следующие виды ориентации : на себе (2 занятия); на других объектах (1 занятие); от себя (учить указывать парные и взаимообратные направления 2 занятия, учить передвигаться в указанном направлении 2 занятия; учить определять пространственное расположение предметов по отношению к себе 3 занятия; формировать представление об отношениях «ближе – дальше», «близко – далеко» - 2 занятия; учить самостоятельно создавать указанные ситуации 1 занятие); от других объектов – 2 занятия; определение взаимного расположения предметов – 3 занятия; на плоскости листа – 4 занятия. На контроль и коррекцию знаний пространственных ориентаций направленно 5 занятий.

Для каждого занятия в рамках развития определенного вида пространственной ориентации выделены используемые методические приемы, упражнения, игры, дидактические игры и упражнения, дидактический материал, подвижные упражнения.

Согласно полученным данным контрольного эксперимента в контрольной группе уровень сформированности пространственных ориентировок не изменился.

В экспериментальной группе произошли значительные изменения: все дети имеют высокий уровень определения пространственного размещения предметов, ориентации в «схеме собственного тела», ориентации на листе бумаге. Обобщающий анализ полученных данных контрольного эксперимента согласно позволил сделать вывод, что уровень сформированности пространственных ориентировок в экспериментальной группе старших дошкольников повысился со среднего до высокого уровня.

Следовательно, доказана эффективность проведенной нами работы на формирующем эксперименте с использованием системы занятий по развитию пространственных ориентировок у детей.

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Развитие гибкости у детей дошкольного возраста Методическая разработка для родителей «Развитие гибкости у детей дошкольного возраста». Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе.

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место»Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место» Упражнение "Каждой фигуре - своё место" Задачи: развивать пространственные представления – вверху, внизу, справа, слева; уточнить и закрепить.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 января 2023 в 23:13
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Иштокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД