МААМ-картинки

Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития детей с ТНР

Марина Стриганова
Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития детей с ТНР

«Пальчиковая гимнастика, как одно из средств развития детей с ТНР»

1. Старшую группу комбинированной направленности с ТНР с 1 сентября 2023 года посещают 24 человек. Из них с ТНР 15 детей. Организацию обучения, воспитания и развития детей выстраивали в соответствии с Основной Образовательной программой МДОУ «Детский сад №221» и Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее АОП) МДОУ «Детский сад № 221»

2. Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста, поэтому задача педагога – вникнуть в проблему ребенка, оказать ему индивидуальную помощь. Вся работа с детьми нашей группы проводится согласно учебному плану, требований программы, в тесном взаимодействии с учителем-логопедом, на основе определённых лексических тем в ОД, в повседневной жизни, индивидуально с каждым ребёнком. Используется принцип – от простого к сложному.

Основа взаимодействия – согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям.

3. Основные направления коррекционной работы воспитателя:

Коррекционная работа воспитателя осуществляется в различных направлениях. В нашей группе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию движений пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребёнка. Результаты исследований Н. С. Жуковой, М. М. Кольцовой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

4. Пальчиковые игры – это различные коротенькие сказки и рифмованные истории, обыгрывание сюжета при помощи пальцев. Они способствуют хорошему развитию мелкой моторики рук, влияющей на развитие речи, позитивно влияют на развитие интеллекта детей, а также помогают подготовить ребенка к письму и рисованию.

У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.

Есть такая фраза «речь ребёнка – на кончиках его пальцев». Эту фразу можно объяснить связью мелкой моторики и некоторых речевых центров. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение и чем лучше развиты пальчики ребенка, тем лучше развивается его речь.

5. Есть масса игр и упражнений для развития мелкой моторики (на всех группах шнуровки, бусы, мозайки и т. д, посредством их можно решить сразу несколько задач. Это и развитие мелкой моторики, и пространственной ориентировки, внимания и мышления. В группе составлена картотека пальчиковых игр.

6. Для развитие мелкой моторики мы используем не только картотеку игр, но и комбинируем с различными видами деятельности.

Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружали многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение и творческая активность.

7. Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.

8, 9. Буквально недавно я решила разнообразить работу с детьми, включив нейрогимнастику. Прочитала, что её используют с детьми, у которых имеются речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность, они слабы физически, у них низкий мышечный тонус в руках, они быстро утомляются и им сложно переключать своё внимание.

Цели такой гимнастики очень обширные, но Основная цель — это активизация развития речи у детей.

10, 11, 12, 13, 14. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений или делать хлопки, добавлять к каждой картинке определённый звук. Такую гимнастику можно проводить как с подгруппой детей, но лучше индивидуально.

15. В заключении можно сказать, что систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых и продуктивных видов деятельности, основываясь на ФГОС ДО и с учётом интеграции образовательных областей и целевых ориентиров, позволила достичь положительных результатов в работе с детьми: У детей развилось умение правильно выполнять упражнения по мелкой моторике, многие пальчиковые игры они применяют в свободной деятельности, стало больше детей, владеющих графо – моторными навыками.

Так же благодаря тесному взаимодействию логопедов с группой (если смотреть на индивидуальные листы детей с ТНР, то прослеживается динамика детей в правильном звукопроизношении, словарь детей пополнился и обогатился, дети научились строить распространённые предложения и вообще стали общительными.

Но необходима работа по пополнению предметно-развивающей среды в логопедическом уголке современным игровым и мультимедийным материалом.

И все, что мы делаем для наших детей, будет иметь результат только благодаря общей налаженной работе всех специалистов детского сада совместно с родителями. Ибо один специалист не в состоянии справится со всеми задачами обучения.

«Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров»

Борис Кригер

Прикреплённые файлы:

tnr_hqi6t.pptx | 3328,52 Кб
 
Публикации по теме:

Пальчиковая гимнастика для развития детей дошкольного возраста В жизни существует непродолжительный, но увлекательный период, когда детский мозг способен на максимальное формирование и обучение – это.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития детей с ТНР
Опубликовано: 10 августа 2024 в 11:04
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Марина Стриганова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД