Марина Стриганова
Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Пальчиковая гимнастика, как одно из средств развития детей с ТНР»
1. Старшую группу комбинированной направленности с ТНР с 1 сентября 2023 года посещают 24 человек. Из них с ТНР 15 детей. Организацию обучения, воспитания и развития детей выстраивали в соответствии с Основной Образовательной программой МДОУ «Детский сад №221» и Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее АОП) МДОУ «Детский сад № 221»
Публикация «Пальчиковая гимнастика как одно из средств развития детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста, поэтому задача педагога – вникнуть в проблему ребенка, оказать ему индивидуальную помощь. Вся работа с детьми нашей группы проводится согласно учебному плану, требований программы, в тесном взаимодействии с учителем-логопедом, на основе определённых лексических тем в ОД, в повседневной жизни, индивидуально с каждым ребёнком. Используется принцип – от простого к сложному.
Основа взаимодействия – согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям.
3. Основные направления коррекционной работы воспитателя:
Коррекционная работа воспитателя осуществляется в различных направлениях. В нашей группе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию движений пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребёнка. Результаты исследований Н. С. Жуковой, М. М. Кольцовой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.
4. Пальчиковые игры – это различные коротенькие сказки и рифмованные истории, обыгрывание сюжета при помощи пальцев. Они способствуют хорошему развитию мелкой моторики рук, влияющей на развитие речи, позитивно влияют на развитие интеллекта детей, а также помогают подготовить ребенка к письму и рисованию.
У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.
Есть такая фраза «речь ребёнка – на кончиках его пальцев». Эту фразу можно объяснить связью мелкой моторики и некоторых речевых центров. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение и чем лучше развиты пальчики ребенка, тем лучше развивается его речь.
5. Есть масса игр и упражнений для развития мелкой моторики (на всех группах шнуровки, бусы, мозайки и т. д, посредством их можно решить сразу несколько задач. Это и развитие мелкой моторики, и пространственной ориентировки, внимания и мышления. В группе составлена картотека пальчиковых игр.
6. Для развитие мелкой моторики мы используем не только картотеку игр, но и комбинируем с различными видами деятельности.
Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружали многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение и творческая активность.
7. Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.
8, 9. Буквально недавно я решила разнообразить работу с детьми, включив нейрогимнастику. Прочитала, что её используют с детьми, у которых имеются речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность, они слабы физически, у них низкий мышечный тонус в руках, они быстро утомляются и им сложно переключать своё внимание.
Цели такой гимнастики очень обширные, но Основная цель — это активизация развития речи у детей.
10, 11, 12, 13, 14. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений или делать хлопки, добавлять к каждой картинке определённый звук. Такую гимнастику можно проводить как с подгруппой детей, но лучше индивидуально.
15. В заключении можно сказать, что систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых и продуктивных видов деятельности, основываясь на ФГОС ДО и с учётом интеграции образовательных областей и целевых ориентиров, позволила достичь положительных результатов в работе с детьми: У детей развилось умение правильно выполнять упражнения по мелкой моторике, многие пальчиковые игры они применяют в свободной деятельности, стало больше детей, владеющих графо – моторными навыками.
Так же благодаря тесному взаимодействию логопедов с группой (если смотреть на индивидуальные листы детей с ТНР, то прослеживается динамика детей в правильном звукопроизношении, словарь детей пополнился и обогатился, дети научились строить распространённые предложения и вообще стали общительными.
Но необходима работа по пополнению предметно-развивающей среды в логопедическом уголке современным игровым и мультимедийным материалом.
И все, что мы делаем для наших детей, будет иметь результат только благодаря общей налаженной работе всех специалистов детского сада совместно с родителями. Ибо один специалист не в состоянии справится со всеми задачами обучения.
«Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе : таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров»
Борис Кригер