ирина савинычева
Формирование основ безопасности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ безопасности у дошкольников
«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка дорога вдвойне, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого природой возложена миссия защиты своего ребенка – дать элементарные знания основ безопасности.
Публикация «Формирование основ безопасности у дошкольников» размещена в разделах
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается старательность и развитие всего дальнейшего; характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. На пороге третьего тысячелетия актуализировались необходимость механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты различных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста. (Н. Н. Авдеева, А. А. Баранов, Т. С. Грядкина, В. Г. Каменская, О. Л. Князева).
Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон Российский Федерации «Об образовании».
3. «Концепция дошкольного образования» В. В. Давыдова, В. А. Петровский.
4. Программа «Безопасность» Р. Б. Стеркина, Н. Н. Андреева, О. Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в работе с дошкольниками.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений. Ведь ребенок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой площадке или спортивной может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского сада воспитанников могут подстерегать опасности, которые можно избежать лишь путем целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасности поведения.
Прежде чем знакомить детей с основами безопасности педагогу необходимо самому хорошо разбираться в данной теме. Он должен быть знаком с основным понятием предмета обучения.
Опасность – это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно наносить ущерб здоровью человека. Причинить вред жизни и здоровью людей могут природные явления, предметы быта, другие люди, растения, животные и многое другое. Поэтому нужно выделить следующие опасности:
- природные – стихийные явления природы, ветер, дождь, снег, понижение и повышение температуры воздуха, солнечное излучение, встречи с дикими животными, ядовитые насекомые и растения;
- техногенные – острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и многое другое;
- социальные – криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и другие пороки человеческого общества.
В зависимости от места пребывания опасности могут подстерегать в быту, на природе, на улицах города и т. д.
Цель нашей деятельности – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания. Надо объяснять детям, что в природе все взаимосвязано, поэтому человек должен соблюдать правила поведения в природе, чтобы не нарушить эту взаимосвязь;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным для человека и окружающего мира ситуациям.
Мы, взрослые люди, должны помочь ребенку выработать привычку соблюдать меры безопасности и умение оценивать собственные возможности по отношению к опасности.
Работая с детьми в детском саду, необходимо знакомить их также и с правилами безопасного поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая и не причиняя боль, уходить из детского сада с родителями или близкими родственниками, не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы, сообщать воспитателю о появлении на участке незнакомого человека и т. д. Проводить беседы по здоровому образу жизни. На них рассказывать детям о том, как устроено тело человека снаружи и внутри, знакомить с основными органами чувств. Нужно подвести детей к пониманию того, как заботиться о себе, чтобы не болеть, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. В доступной форме объяснять, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать в уши, нос. Учить умению соблюдать правила безопасного передвижения в помещении; осторожно спускаться и подниматься по ступеням. Вести работу по формированию представления о том, что следует одеваться по погоде. Например, в солнечную погоду носить панаму, в дождь надевать резиновые сапоги.
Воспитание безопасности – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который должен вестись в тесном контакте с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе по данному направлению. Ничто не воспитывает так убедительно, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Во время пути к достижению цели, важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.
Чтобы сотрудничество с родителями было продуктивным, их тоже необходимо научить. Обучение и просвещение родителей осуществляю через различные формы работы : родительские собрания в нетрадиционной форме с привлечением игровых ситуаций, беседы о безопасном поведении взрослых и детей, активизирую внимание родителей к данной проблеме через сообщение статистики (сколько ежегодно гибнет детей на дорогах, от насилия взрослых, в лесу и т. д.) Особое внимание уделяю наглядности для родителей при оформлении информационных стендов в раздевалке, стараюсь, чтобы они были запоминающимися, привлекали к себе внимание.