Виктория Баженова
Выступление на тему «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования» (часть I)
▼ Скачать +Заказ
Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования
«Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования»
Уважаемые коллеги уже год мы с вами живем в условиях введения нового закона об образовании РФ- закон об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Публикация «Выступление на тему „Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования“ (часть I)» размещена в разделах
За данное время педагогический коллектив проделал определенную работу. К началу учебного года изучили методические рекомендации по реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы. Составили план по реализации и внедрению ФГОС ДО. Изменили структуру рабочих программ составили календарное планирование по ФГОС ДО, перестроили предметно-развивающую среду.
16 сентября на сайте «15-Всероссийский интернет-педсовет транслировалась видеолекция Скоролуповой Оксаны Алексеевны -руководителя Центра дошкольного образования Издательства «Просвещение», член рабочей группы по разработке ФГОС ДО.
Тема : «Актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования»
В нашем детском саду прошло методобъединение по данной теме. Я предлагаю посмотреть презентацию по данной теме.
Стандарт включает 3 вида требований:
1) к структуре основных образовательных программ, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему;
2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным;
3) к результатам освоения основных образовательных программ.
До этого мы с вами работали по федеральным государственным требованиям, отменив ФГТ, стандарт тем не менее взял то лучшее из них, что было уже апробировано в практике дошкольного образования и то что педагоги успели освоить. Два этих документа ФГТ и ФГОС ДО безусловно являются документами преемственными, но тем не менее стандарт внес и много новаций в нашу жизнь.
Сначала о преемственности этих двух документов. Во первых она заключается в том, что содержание дошкольного образования по-прежнему представлена образовательными областями. В ФГТ этих областей было 10, в стандарте их стало 5, но основа деления всего содержания дошкольного образования на образовательные области осталась неизменной. Давайте вспомним в ФГТ за основу были взяты 4 основных направления развития ребенка, они были условно разделены на 10 образовательных областей, что происходит в стандарте?
За основу разработчики стандарта так же взяли 4 основных направления развития ребенка и поставили им соответствия образовательные области только одному направлению познавательно-речевому, соответствует две образовательные области : познавательное развитие и речевое развитие, для остальных соответствие прямое. Каждому направлению соответствует одна образовательная область. И при этом в стандарт включено положение о том, что в содержание образовательных областей реализуется в видах детской деятельности. Методик, посвященных разным направлениям развития ребенка, достаточно много, в частности, они включены в методический шлейф наших программ. А вот реализация основных принципов Стандарта – в этом и есть основные трудности наших педагогов дошкольных организаций при введении ФГОС ДО.
Поэтому мы сегодня будем говорить не о методиках реализации разных областей, мы будем говорить об основополагающих принципов стандарта и о необходимости их реализации
Это принципы, которые важно понимать и реализовать каждому педагогу.
1. Принцип: Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития
2. Индивидуализация дошкольного образования
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником и активным субъектом образовательных отношений
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
5. Сотрудничество Организации с семьёй
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
8. Соответствие условий, требований, методов возрасту
и особенностям развития детей (возрастная адекватность)
9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей
До тех пор пока каждый воспитатель не будет реализовывать в своей работе эти основополагающие принципы стандарта эти базовые его положения, мы не сможем сказать, что стандарт внедрен в практику нашей образовательной деятельности. Еще раз обращаю внимание главное не содержание образовательных областей, как мы с вами смогли уже увидеть оно изменилось мало в стандарте по сравнению с ФГТ. Основные новации стандарта как раз соблюдение этих принципов в их реализации
Рассмотрим первый принцип-«Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений»
К этому принципу можно добавить, что образовательная программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а за счет каких форм? Разумеется не только за счет занятий, мы все знаем, что занятия в режиме дня занимают у нас незначительное время, следовательно нужны какие то формы организации детей совместной деятельности педагога и ребенка по освоению образовательной программы, главной формой безусловно останется игра, но помимо игры есть и другие формы, которые позволяют сделать жизнь ребенка насыщенной и интересной в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду:
1. Викторины и конкуры
2. Проектная деятельность
3. Чтение
4. Ситуация
5. Коллекционирование
6. Экспериментирование
и исследование.
7. Беседа, загадка, рассказ, разговор
8. Мастерская
9. Игровое упражнение
10. Формы совместной музыкально-художественной деятельности
Дошкольный возраст самоценен тем, что позволяет ребёнку «…осуществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т. д. Эти виды деятельности ребёнок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жёстких норм и правил. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие) даёт детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми. Таким опосредованным образом и решаются в дошкольном возрасте развивающе-образовательные задачи»
Рассмотрим форму совместной деятельности «Мастерская»
«Мастерская» - форма организации совместной продуктивной деятельности педагога и детей, в процессе которой создаются индивидуальные и коллективные работы, имеющие четко определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление поделок в подарок родным и близким, младшим детям и т. д.)
1. Самостоятельный выбор детьми вида деятельности в процессе реализации общей цели – свобода выбора между деятельностью и ее содержанием, а не между деятельностью и бездельем
2. Самостоятельность детей и помощь педагога в том случае, если ребенок об этой помощи просит
3. Работа детей в индивидуальном темпе, самостоятельное определение объема работы
4. Обязательное доведение работы до завершения, до получения задуманного результата
5. Организация мастерской возможна в ходе специально организованной образовательной деятельности (вместо или в процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, а также в ходе режимных моментов
«Ситуация» - форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность—
«Коллекционирование» — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка
«Экспериментирование» — форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними
«Исследование» — особая форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на освоение ребёнком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребёнком с помощью поисковых действий
Формы экспериментирования и исследования :
Практическое, умственное, социальное
Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды и луча света, свойства магнита и пр
Умственное экспериментирование в отличие от практической формы осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поиска ответов на поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций
Социальное экспериментирование: объект изучения и эксперимента — отношения ребё нка с его социальным окружением: сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими, детьми противоположного пола, со взрослыми (педагогами и близкими). Цель: поиск новых эффективных форм и способов общения, удовлетворение потребности в самоутверждении, «поиск себя» в разных видах детской деятельности: конструировании, музыке, изобразительной деятельности и пр.