юлия толкачева
Приёмы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательных процессов
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательных процессов.
Годы дошкольного детства — это годы интенсивного развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка дошкольного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность — игровая.
Многих родителей волнует вопрос: чем занять малыша дома, как отвлечь от капризов и баловства? Дети начинают себя "плохо" вести, когда им скучно. А так как пока они не могут сами себя занимать играми или, если могут, то недолго, предлагаю родителям поиграть вместе. В качестве примера хочу предложить вам игровые упражнения на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста.
Упражнение «Кого не стало?» На столе выставлены знакомые детям игрушки. Их количество постепенно увеличивается на протяжении нескольких игр, начиная с 2 и далее. Далее детям предлагается закрыть глаза, а взрослый убирает одну из игрушек. Дети отгадывают, какой игрушки не стало. В усложнённом варианте игры взрослый может убрать не одну, а две-три игрушки.
Упражнение «Кто лишний?» На столе выставлены 2-4 знакомые ребёнку игрушки. Их название проговаривается. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый добавляет ещё одну игрушку. Ребёнок должен показать и назвать игрушку, которая появилась. В усложнённом варианте добавляется не одна, а две и более игрушек.
Упражнение «Найди игрушки» На столе выставляются 2-4 игрушки. Ребёнку даётся время их рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребёнок по памяти находит те игрушки, которые были выставлены на столе.
Упражнение «Покажи картинки» На столе выкладываются картинки одного размера и одной тематики («одежда», «игрушки» и т. д.). Количество зависит от возраста и умственного развития ребёнка. Взрослый быстро показывает ребёнку 2-3 картинки из общей стопки, а затем раскладывает их вместе с другими. Ребёнок должен показать и назвать предъявленные ему картинки. При усложнении игры ребёнок должен не только найти заданные картинки, но и расположить их в той последовательности, в которой их показывал взрослый.
Упражнение «Повтори за мной» Ребёнок внимательно слушает слова, сказанные педагогом, а затем повторяет их. Сначала даётся два слова, затем три и т. д.
Упражнение «Машина клумба» На доске помещаются цветы разные по цвету. Приходит кукла Маша в красном сарафане. Для неё нужно выбрать только красные цветы. Аналогично работа проводится с другим цветом.
Упражнение «Кто самый внимательный?» Надо найти в комнате как можно больше предметов определённого цвета.
Упражнение «Какой предмет лишний?» Из набора предметов или картинок надо найти то, что не подходит по цвету, форме или величине. Усложнённый вариант - предполагается различение предметов по двум признакам (цвет - величина)
Упражнение «Назови одним словом» Ребёнку предлагаются предметы одной группы: «яблоко, груша, апельсин», «рубашка, кофта, брюки» и т. д. Ребёнок обобщает их одним словом (фрукты, одежда и т. д.)
Упражнение «Четвёртый лишний» Выбор лишней игрушки, картинки, предмета из предложенных (яблоко, апельсин, груша, морковь; кукла, кубик, мяч, тарелка и т. д).
Упражнение «Найди меня» На карточках изображены овощи или фрукты. Ребёнку даётся набор муляжей для соотношения их с изображениями на карточках.
Упражнение «Чья тень?» На карточке наклеены силуэты предметов чёрного цвета. Детям раздаются цветные картинки, соответствующие изображённым силуэтам. Картинки раскладываются по местам (соответственно своей «тени»)
Упражнение «Чего не хватает?» Ребёнку предлагается серия рисунков с изображением предметов. У каждого предмета не хватает существенной детали (собака без хвоста, машина без колеса, стол без ножки ит. д.). Ребёнок называет недостающую деталь.
Упражнение «Какие предметы спрятались?» Ребёнку предлагаются контуры предметов, наложенные друг на друга. Ребёнок называет «спрятанные» предметы.
Упражнение «Собери картинку» Ребёнку предлагается картинка, разрезанная на части. Надо собрать части так, чтобы получилась целая картинка. Сначала предлагается картинка, разрезанная на 2 части, затем на 3 и т. д.
Упражнение «Загадки» Загадки используются как в стихотворной форме так и описательные, например: рыжая, пушистая, с длинным хвостом (лиса) После отгадывания описательной загадки, ребёнка можно спросить: «Какая лиса?» (рыжая, пушистая, с длинным хвостом).
Родителям очень важно знать и понимать возрастные особенности детей. Это поможет корректировать развитие ребенка. Но не нужно переживать, если малыш не соответствует, каким — либо пунктам. Каждый ребенок индивидуален. Вам как его родителям важно:
Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать.
По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. Формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом кусочке бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест.
Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной ситуации.
Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения.
Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития.
Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы.
Быть терпимее к своим любимым ангелочкам.