Юлия Батарева
Опыт сотрудничества с родителями в рамках программы «Сообщество»
▼ Скачать + Заказать документы
«Опыт сотрудничества с родителями в рамках программы «Сообщество».
Выступление на региональном форуме работников системы дошкольного образования посвященный году учителя
Как сделать родителей активными сотрудниками воспитателей?
Публикация «Опыт сотрудничества с родителями в рамках программы „Сообщество“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что «работники детских садов обязаны систематически и активно распространять педагогические знания, помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием».
Чтобы осознать особую важность и ценность этой нашей с вами обязанности, сначала понадобится встать на место родителей воспитанников и посмотреть на нашу работу со стороны. Что видит родитель ребенка, когда приводит и забирает его из детского сада? В лучшем случае ему удается стать проведение режимных моментов: зарядка, подготовка к завтраку и ужину.
То есть, он совершенно не видит, чем еще его ребенок занимается в детском саду, из чего состоит и как выстроен образовательный процесс в ДОУ. В такой ситуации нередко все общение воспитателя и родителя - это ответы на вопросы: «Как ребенок покушал, как спал, не плакал ли?» Потому, что он больше не знает о чем спросить. Бесспорно, за последнее время увеличилось число родителей, которые заинтересованы в развитии своего ребенка, проявляют интерес и имеют некоторые знания в организации процесса образования. Наша задача - увеличить число таких родителей и сделать их равноправными и активными участниками педагогического процесса.
В нашей группе, работающей по программе «Сообщество», используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями. Условно эту работу можно разделить на информационно-ознакомительную и информационно – просветительскую, а так же на совместную деятельность.
В методической литературе можно найти достаточно много материала по организации совместной деятельности с родителями, есть интереснейшие конспекты по проведению нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников. Конечно, это очень актуально и интересно, но собрания, круглые столы и совместный досуг проводятся не так часто, в сравнении с каждодневными встречами с родителями утром и вечером. Именно поэтому, мне хотелось бы остановиться более подробно на непосредственном общении с родителями, когда они приводят или забирают ребенка.
Исходя из личного опыта, хочу заметить, что, если мы будем использовать формы взаимодействия с семьей, направленные на установление открытых и доверительных отношений между педагогами и родителями, направленные на развитие заинтересованности родителей в воспитании и образовании своего ребенка, направленные на повышение готовности родителей принимать участие в работе дошкольного учреждения, то это позволит вовлечь родителей в педагогический процесс.
Как это делается в нашей группе?
Каждое утро мы выходим встречать детей. Доброжелательное общение с родителем и ребенком имеет очень важное значение для построения общения на педагогические темы. Необходимо интересоваться семейными новостями, это показывает родителю важность для вас проблем семьи. Кроме того, родителю просто приятно, что ребенок с вами делится о новостях в семье, а вы уточняете у родителей детали какого-то события. Знать, что ребенок с удовольствием ходит в детский сад родителю очень отрадно. На этом эмоциональном фоне семья готова воспринимать информацию об успехах или неудачах ребенка в обучении и воспитании.
ак как в утренние часы многие родители спешат на работу, информация о важных событиях часто доносится нами в виде записок на шкафчиках с детской одеждой. Так же оформлена доска объявлений, на которую воспитатель в случае необходимости просит обратить родителей внимание.
В нашей группе, которая работает по программе «Сообщество», новый материал изучается тематическими блоками.
Родители всегда привлекаются к пополнению, изготовлению и нахождению демонстрационного материала. Так, при прохождении темы грибы, нами была собрана и оформлена коллекция несъедобных грибов – паразитов, которые родители и дети принесли в группу.
Во время изучения деревьев, каждая семья изготовила страничку с засушенными листьями, которые затем были оформлены в альбом. Привлечение родителей не только обогащает группу материалами к занятиям, но и значительно повышает интерес детей к ним, потому что, сами дети непосредственно изготавливали пособия со своими родителями.
Как же сделать, чтобы у большинства родителей возникало желание помогать? Для этого необходимо рассказывать семье о задачах воспитания и обучения данного дошкольного возраста, его особенностях, разъяснять необходимость пополнения пособий и материалов к занятиям, развивающих игр по возрасту. Мы это делаем на родительских собраниях. В нашей практике есть два обязательных родительских собрания : в начале и конце учебного года. Первое организуется после проведения тестирования детей по усвоению программы воспитания и обучения на начало учебного года. До сведения родителей доносятся особенности данного возраста и то, что ребенок должен освоить на конец года, затем мы совместно с родителями обсуждаем, какие результаты тестирования по разделам программы требуют особого внимания и коррекции, а так же, что для этого необходимо приобрести. Родители настолько увлекаются процессом поиска нужных игр, методической литературы, что ежегодно мы делаем оптовые заказы со складов в интернетзакупках. Имея все необходимое и помощь родителей в организации образовательного процесса, наши воспитанники показывают очень высокие результаты по усвоению программы воспитания и обучения в детском саду, что стимулирует родителей к еще большей активности.
Так же очень важным считаем доносить информацию об изучаемом материале до родителей в форме ежедневного отчета.
Для этого нами был оформлен стенд, на котором вывешивается информация о том, что ребенок узнал в течение прошедшего дня. Здесь размещается информация о проведенных занятиях с целями обучения, описан краткий ход занятия. Обращается внимание на то, что вызывает у детей особые трудности, а так же, что необходимо закрепить с ребенком дома.
Такая информация имеет большое просветительское значение, т. к. родитель узнает методику обучения, видит особенности, может взять ее домой и закрепить с ребенком пройденный материал.
ериодически вывешиваются детские рисунки, выставляются детские поделки и работы по ручному труду, конструированию из бумаги и бросового материала, оформляются коллективные панно. Таким образом, родитель видит, что ребенок получает в дошкольном учреждении должное развитие в обучении.
В вечерние часы, когда родители забирают детей, происходить самое активное общение с семьей. Обсуждаются успехи ребенка на занятиях, обращается внимание родителей на работу, выполненную руками ребенка. Родителям рассказывают о проблемах в изучении новой темы, знакомят с задачами воспитания и обучения в данном тематическом блоке. Важно сформировать у родителя представление о том, для чего мы это делаем, что получит ребенок при изучении конкретной темы.
Родители часто присутствуют на занятиях, и непосредственно участвуют в их проведении. Так, при ознакомлении детей с профессиями, был приглашен папа воспитанника, который продемонстрировал набор слесарных инструментов, рассказал и показал детям, как их можно использовать. После занятия он устранил неполадки в группе. Теперь ребята с удовольствием играют с набором детских инструментов, хорошо знают названия и действия с ними. При изучении тематического блока «Хлебобулочные изделия», в группу была приглашена бабушка одной из воспитанниц, которая работает на хлебопекарном заводе.
Она провела ознакомительное занятие с изделиями, выпускающимися на заводе.
Привезла с собой различные хлебобулочные изделия, рассказала детям процесс выпечки хлеба.
Эта информация очень хорошо воспринялась и запомнилась детьми. Бабушка дома поделилась своими впечатлениями, осталась очень довольна, порадовалась за свою внучку.
Теперь мы всегда можем рассчитывать на поддержку этой семьи в наших начинаниях.
Периодически в нашей группе проводятся конкурсы с вручением призов и разыгрыванием мест в различных номинациях. Так, в прошлом году мы проводили конкурс на лучшую кормушку для птиц.
После этого у детей резко возрос интерес к наблюдениям за птицами, прилетающими на участок группы. Во время изучения темы «Плоды» был проведен конкурс на поделку из природного материала, работ было так много, что в дальнейшем была организована выставка в холле ДОУ.
Сейчас мы готовимся к конкурсу «Игрушка из бабушкиного сундучка»….
Необходимо приводить в пример участие других родителей в сборе материала для ознакомления детей с новым блоком учебного материала: устная похвала при других родителях, похвала самого ребенка, чья семья активна, при других детях, объявления со словами благодарности, вручение благодарственных писем на родительских собраниях. Все эти приемы стимулируют семьи к сотрудничеству.
Таким образом, можно сделать вывод: чем больше информации получает родитель о жизни его ребенка в группе, его проблемах, успехах, чем больше семья вовлекается в процесс воспитания, обучения и жизнь детского сада, тем более охотно он и в дальнейшем оказывает нам помощь и сотрудничество.
Спасибо за внимание!