Мыльникова Занфира Гарифяновна
Направление деятельности: использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на районном семинаре с презентацией «ОУ — территория здоровья»
Кобылинская Е. Е., зам. директора по ДОУ
Мыльникова З. Г., воспитатель
Березина Л. М., инструктор по физической культуре
МКОУ ООШ № 6
г. Нижние Серги
Направление деятельности : использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
педагогических работников
Практика здоровьесбережения «ОУ – территория здоровья»
Публикация «Направление деятельности: использование здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности» размещена в разделах
(из опыта работы дошкольных групп)
В Федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г.
N 273-ФЗ определено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение профилактических и оздоровительных мероприятий с детьми.
ФГОС ДО также направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
Наш проект «МКОУ ООШ № 6 г. Нижние Серги – территория здоровья» осуществляется на базе социального проекта «Здоровый ребенок», инициатором которого выступил Фонд поддержки и развития социально-экономических проектов «Другой Мир», г. Екатеринбург. Руководитель проекта – Устюжанина Людмила Васильевна, лектор Института развития образования Свердловской области, педагог дополнительного образования по здоровьесбережению.
Проект рассчитан на период с декабря 2018 г. по май 2019 г.
Актуальность проблемы создания здоровьесберегающей среды обусловлена тем, что на сегодняшний день растет число детей с патологиями развития и практически нет полностью здоровых детей. При этом оздоровлением детей, а тем более профилактикой таких серьезных отклонений, как нарушение осанки (сколиоз, плоскостопие, нарушение зрения (миопия, заниматься без привлечения специалистов сложно и малоэффективно.
Наша образовательная организация насчитывает более 160 детей, из них 60 детей дошкольного возраста.
Распределение по группам здоровья детей дошкольного возраста:
• 1 гр. здоровья 15 детей (25%);
• 2 группа 36 детей (68%) ЧБС, анемия, РЦОН;
• 3 группа 9 детей (7%) – избыточная масса тела, ИМВП;
Распределение по группам здоровья детей школьного возраста:
• 1 гр. здоровья 10%
• 2 гр. здоровья 75%
• 3 гр. здоровья 13%
• 4 гр. здоровья 2% (дети-инвалиды)
Систематический анализ показал, что за последнее десятилетие соотношение 1 и 2 групп здоровья увеличилось в сторону последней (например, в 2007 г. с 1 гр. здоровья было больше 50% детей, со 2 гр. 40-45%).
Основой для оценки состояния здоровья во врачебной практике выступают уровень заболеваемости и уровень физического развития ребенка с учетом антропометрии. При этом упускаются такие показатели здоровья, как жизненный индекс, силовой индекс, состояние осанки, стопы, зрения.
Зачастую, прохождение медицинской комиссии перед поступлением в детский сад носит достаточно формальный характер. В медицинской карте хирург, окулист пишут заключение «здоров» формально, при этом в следующий раз врачебная комиссия обследует детей только в 7 лет, перед поступлением в школу. Значит, с 1,5 до 7 лет может быть упущено развитие таких патологий, как нарушение осанки (сколиоз, плоскостопие, нарушение зрения (миопия).
В этот период важным направлением оздоровительной работы должна стать профилактика этих патологий. Превентивные меры позволят, не дожидаясь, когда начнется искривление позвоночника, испортится зрение (что может усугубиться в школе, включить профилактические здоровьесберегающие комплексы упражнений в систему физического воспитания в ДОУ. Эти упражнения активизируют собственные резервы организма, включая механизмы регуляции и саморегуляции всех систем и органов.
Какие у нас внутренние резервы? За счет чего можно оздоровить организм? Мы можем увеличить жизненную емкость легких, улучшить кровоснабжение органов и тканей, головного мозга, сформировать опорно-двигательный аппарат (укрепить позвоночник, стопу, мышечный корсет).
Система работы по оздоровлению детей включает 3 направления :
1. Комплексы дыхательных упражнений.
2. Массаж и самомассаж по акупунктурным точкам.
3. Комплексы упражнений:
• на укрепление голеностопа и стопы;
• на формирование и укрепление мышечного корсета; создание правильных естественных изгибов позвоночника.
С этой целью были созданы условия, обеспечивающие подготовку педагогов к реализации проекта: проведен цикл лекций по обучению педагогического коллектива оздоровительным методикам; подготовлено оборудование для «Дорожки здоровья» из природного материала; организованы мастер-классы для педагогов и родителей; введены практические занятия с детьми средней, старшей и подготовительной групп (48 занятий).
Дети с удовольствием занимаются массажем стоп на керамзитных шариках, деревянных пирамидках из разных пород деревьев, ребристых досках. Используется суровый хлопчатобумажный канат для ходьбы и массажа внутреннего свода стопы «Косолапый мишка», для формирования правильной осанки очень эффективны упражнения с и. п. правильной осанки у стены; ходьба с солевыми мешочками на голове с одновременным самомассажем ладоней аппликаторами.
Обучение правильному дыханию осуществляется с помощью дыхательных тренажеров «Перышки», «Фонтанчики», «Длинный нос», «Мельница», которые обеспечивают короткий вдох-длинный выдох для увеличения жизненной емкости легких.
При проведении занятий применяется методика самомассажа по акупунктурным точкам для профилактики простудных заболеваний, которая проводится в доступной для детей форме «Уши-глаза-ладони-стопы», а также гимнастика для глаз.
По результатам промежуточного мониторинга можно говорить о положительной динамике в освоении игровых оздоровительных упражнений; дети научились правильно группироваться и приземляться на стопы и проводить массаж всех отделов позвоночника (упражнение «Комочек», выполнять упражнения на гибкость позвоночника («Лягушка», на укрепление пресса, а также с увлечением познают возможности своего тела, что вызывает позитивный эмоциональный настрой детей, их желание продолжать увлекательные оздоровительные занятия.