Наталья Воробьёва
Выступление на районном семинаре по использованию нетрадиционных технологий в работе с детьми по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на районном семинаре по использованию нетрадиционных технологий в работе с детьми по развитию речи
1 слайд
Уважаемые коллеги! Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Я попрошу выйти пять человек (раздать по листу бумаги). В руках у вас лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Главное условие: не смотреть ни на кого и внимательно слушать мою инструкцию.
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
Публикация «Выступление на районном семинаре по использованию нетрадиционных технологий в работе с детьми по развитию речи» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
Мы сейчас создавали эту снежинку сами…из совершенно чистого, обычного, листа бумаги. Он был у всех абсолютно одинаковым, все мы, выполняли одну и ту же инструкцию, а результат у всех разный. Потому что мы разные. Так же и с нашими воспитанниками. Они - как белый лист бумаги и от нашего профессионализма зависит, какими они станут, сможем ли мы им дать тот потенциал знаний, который создаст благоприятную базу для дальнейшего обучения в школе.
И сегодня я хочу поделиться с вами опытом и представить вашему вниманию систему работы «Играем пальчиками – развиваем речь», в которой расскажу, как развивать речь детей, используя традиционные и нетрадиционные методики.
2 слайд
Цель работы : Развивать речь детей посредством введения в комплексы пальчиковой гимнастики элементов биоэнергопластики, кинизиологии и Су-Джок терапии.
3 слайд
Для реализации данной цели мною были определены следующие задачи:
Изучить литературу по проблеме, обобщить рекомендации различных авторов в единую систему;
Привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта;
Развивать речь детей, используя в своей работе все группы методов;
Проанализировать результативность работы.
4 слайд
Ещё великий педагог, Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити, ручейки, которые питают мозг ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Невозможно не согласиться с данным высказыванием, так как речь детей, действительно, совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук, точнее от пальцев. На пальцах расположены нервные окончания, воздействуя на которые активизируются речевые центры мозга. Именно поэтому, у ребёнка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развита речь.
5 слайд
На сегодняшний день проблема речевого развития детей является особенно актульной. Обусловлено это тем, что в последнее десятилетие отмечается тенденция на увеличение количества таких детей. И эта проблема остаётся нерешённой, и многие дети дошкольного возраста нуждаются в помощи специалистов.
6 слайд
Уважаемые коллеги, на ваш взгляд, каковы причины возникновения речевых нарушений?
Ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей);
Увеличение числа патологий беременности (родовые травмы);
Различные социальные проблемы (пьянство, употребление наркотиков родителями, нежелание заниматься с детьми в силу различных причин, хотелось бы отметить, что зачастую такие проблемы возникают, как не странно, в вполне благополучных семьях: родители заняты своей жизнью, делают карьеру, зарабатывают деньги, а времени на ребёнка у них практически не остаётся).
В наш техногенный век дети большую часть времени проводят за компьютерами, просмотром телепередач, прослушиванием музыки, может быть это само по себе и не плохо, но, на мой взгляд, всё это должно разбавляться и живым общением.
Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет огромную значимость. Именно поэтому мною была выбрана тема: «Вариативность использования традиционных и нетрадиционных методов в работе с детьми по развитию речи».
7 слайд
Проблемами развития речи занимались такие учёные, как Жан Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Рубинштейн, И. М. Сеченов, М. Кольцова и многие другие.
8 слайд
Четвёртый год я работаю над проблемой речевого развития детей : сначала это была пальчиковая гимнастика, логоритмика, дыхательные упражнения, артикуляионная гимнастика, затем постепенно, комплексы пальчиковой гимнастики усложнялись с введением в них элементов кинизиологии, биоэнергопластики, Су-Джок терапии.
9 слайд
Более подробно остановлюсь на новых методах в своей работе.
Биоэнергопластика – это соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук, синхронное выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики помогают распределять биоэнергию в организме ребёнка, что в свою очередь развивает мелкую моторику пальцев рук и оказывает благотворное влияние на физическое и речевое развитие детей.
Кинизиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Кинизиологические упражнения совершенствуют психические функции (память, внимание, мышление, воображение и т. д., благодаря им формируется быстрота импульсов от руки к центру речи головного мозга, в результате чего активизируется речь детей.
10 слайд
Так же в свою работу я ввела последнее достижение восточной медицины: Су – Джок терапию в переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Данный способ разработан учёным из Южной Кореи Паку Дже Ву. Профессор и врач больше 30 лет потратил на разработку данного метода. В чём же заключается данный метод?
На кистях рук и стопах расположена проекция всех частей, систем и органов тела. Но в своей работе я использую только те точки, которые оказывают благотворное влияние на речь детей, т. е. точки, которые расположены на кончиках пальцев рук.
Предварительно познакомившись с трудами известных ученых, и опытом работы над данной проблемой других детских садов, а так же изучив необходимую литературу я провела родительское собрание, на котором познакомила их с данными методами, и, получив одобрение, постепенно стала внедрять их в свою работу.
11слайд – 12 слайд
В моей группе созданы все условия для речевого развития детей : руками воспитателей и родителей изготовлены игрушки на развитие мелкой моторики; в сюжетно – ролевых играх дети используют связанные крючком овощи, фрукты, а в качестве наполнителя крупы, опилки, камешки, бусинки и т. д., используем корригирующие дорожки (самомассаж стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки) и многое другое.
13 -14 слайд
В своей педагогической практике большое внимание уделяю работе с родителями. Провожу собрания, беседы, организовываю консультации по проблемам речевого развития детей. В начале года провела для родителей мастер – класс «Ловкие пальчики», где показала родителям, как правильно проводить пальчиковую гимнастику с детьми в домашних условиях. Дала необходимые рекомендации по её проведению. Так же интересно и познавательно прошёл семинар – практикум «Здравствуй, пальчик, как живёшь?». Здесь родители смогли посмотреть и обсудить фрагмент занятия по развитию речи с использованием нетрадиционных методов в работе с детьми.
15-16-17 слайд
Моя работа по данной проблеме плавно переросла в проект «Весёлые ручки», ориентированный на работу с родителями. На его разработку повлияла необходимость научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях. По завершению проекта было проведено анкетирование родителей. Анализ анкетирования показал, что родители научились проводить гимнастику и делают её с ребятишками систематически и с желанием. А главное заметен результат совместной работы : дети хорошо говорят, знают много пальчиковых игр, с удовольствием в них играют, таким образом, цель проекта достигнута.
18 слайд
В процессе работы мною были выработаны следующие критерии :
Грамматическая правильность речи;
Звуковая культура речи;
Развитие связной речи
19 слайд
Результаты обследования уровня развития речи детей, я оформляю в итоговой таблице, которую вы видите на экране.
20 слайд
Мною проведён сравнительный анализ результатов обследования речи детей. В результате анализа выяснилось, что уровень развития речи детей значительно улучшился, если в начале учебного года высокий уровень развития речи детей составлял 49 %, средний 43%, низкий 8%, то сейчас мы видим, что высокий уровень развития речи увеличился на 7%, средний на 1 %, а низкий уровень отсутствует.
Таким образом, вариативность использования разнообразных методов в моей работе дали определённые результаты. Речь детей значительно улучшилась, дети достигли хорошего уровня развития мелкой моторики.
Наверное, это и есть результат моей работы. О чём я и могу с гордостью сказать.
И в заключении мне бы хотелось рассказать одну притчу.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”.
Так что давайте будем помнить, что все в наших руках! В том числе и благополучие наших детей.
Спасибо за внимание!
Если есть вопросы, задавайте, постараюсь ответить.