Елена Волошина
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Описание слайда:
Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития монологической и диалогической речи.
3 слайд
Описание слайда:
Диалог – это не только форма речи, но и «разновидность человеческого поведения»
4 слайд
Описание слайда:
Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Диалогические умения Собственные речевые: - вступать в общение - говорить выразительно - поддерживать и завершать общения Речевой этикет: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба Умение общаться в группе в коллективе Невербальные (мимика, жесты)
5 слайд
Описание слайда:
Алгоритм формирования диалогической речи Для детей 4-5 лет : формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы, отвечать на них Для детей 5-6 лет : учить занимать активную позицию в диалоге стимулировать собственные высказывания детей – вопросов, ответов, реплик Для детей 6-7 лет : совершенствовать навыки ведения диалога развивать познавательное общение повышать речевую коммуникативную культуру.
6 слайд
Описание слайда:
Выделяют типичные проблемы речевого развития дошкольника : бедность речи, недостаточность словарного запаса; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; неумение логически обосновывать свои утверждения и выводы; отсутствие навыков культуры речи; бедность диалогической речи, неумение грамотно построить беседу, сформулировать вопрос и дать на него развернутый ответ; неспособность построить монолог, например, описательный рассказ или рассказ по серии сюжетных картинок, сложности при пересказе текста
7 слайд
Описание слайда:
РЕЧЬ развивается и активизируется в игре ИГРА развивается под влиянием речи
8 слайд
Описание слайда:
Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры детей дошкольного возраста, которая оказывает положительное влияние на развитие речи и формирование личности в целом.
9 слайд
Описание слайда:
Сюжетно-ролевая игра способствует : закреплению навыков пользования инициативной речью; совершенствованию разговорной речи; обогащению словаря; формированию грамматического строя языка и т. д.
10 слайд
Описание слайда:
3 этапа формирования сюжетно –ролевой игры : Первыйэтап (1,5 – 3 года) Второй этап (3 года – 5 лет) Третий этап (5-7 лет) Педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами. Игры отображают ежедневные бытовые ситуации, в которых воспитатели используют элементы обучающих игр: дидактических, пальчиковую гимнастику, артикуляционную и дыхательную гимнастики, которые способствуют развитию речи. Педагог формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь. Дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого воспитатель может развернуть совместную с детьмиигру, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
11 слайд
Описание слайда:
Учитывая этапы формирования сюжетно-ролевой игры, педагог выбирает метод прямого руководства игрой, что позволяет активно воздействовать на развитие связной речи у детей. метод косвенного воздействия на игру детей. Где роль воспитателя заключается с одной стороны в наблюдении за играющими детьми и с другой стороны в направлении замысла и действия детей с помощью совета, вопроса, подсказки.
12 слайд
Описание слайда:
Виды сюжетно-ролевых игр Игры на бытовые сюжеты : «дом», «семья», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия). Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
13 слайд
Описание слайда:
Виды сюжетно-ролевых игр Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.
14 слайд
Описание слайда:
Приемы педагогического руководства развитием сюжетно-ролевых игр Развитие сюжета игры–путешествия с помощью моделей Куда? (парк, лес, море, город, Африка, неизвестная планета, тридевятое царство) На чем? (машина, лошадь, ковер-самолет, летающая тарелка, ковер-самолет) К кому? (морской царь, инопланетяне, сказочные герои) Какие средства помогут в дороге? (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, волшебная палочка, компас, карта) Что может произойти во время путешествия? (буря, поломка, встреча) Чем закончится путешествие? (возвращение домой, пир, праздник)
15 слайд
Вывод: ребенок, при становлении у него сюжетно-ролевой игры, начинает нуждаться в партнере, что, в свою очередь, определяет характер взаимодействия детей в играх - к совместным действиям с партнером. Именно совместная деятельность вызывает детей на общение и установление отношений друг с другом. В процессе игры развивается диалог между участниками.
Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста.