Ирина Капусткина
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Школа № 842»
ПЕДСОВЕТ
«Педагогическая культура воспитателя ДОУ
в условиях стандартизации до»
выступление по теме:
«Личностно – творческий компонент
профессионально – педагогической культуры воспитателя»
Подготовили
воспитатели ГБОУ № 842 :
Капусткина И. В.
Серова Е. В.
Сафронова И. Б.
Москва
26.01.2021
Слайд 2
Публикация «Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры воспитателя» размещена в разделах
Н. А. Бердяев писал: «Под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потресение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни…»
Слайд 3
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры отражает творческое начало личности педагога. Педагогическое творчество требует от педагога наличия таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений. Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогической способности личности. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т. е. воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.
Слайд 4
Важнейшей предпосылкой творческой деятельности служит способность выделить свое профессиональное Я из окружающей педагогической действительности, противопоставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать по поводу своих действий, слов и мыслей.
Слайд 5
Творчество определяют как отличительную черту педагогической профессии.
Слайд 6
В связи с этим обнаруживаются черты, присущие именно педагогическому творчеству:
• педагогическое творчество более «регламентировано» во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация замысла и оценка) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного к другому;
• результаты творческих поисков педагога не сразу поддаются оценке;
• сотворчество воспитателя с воспитанниками, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели профессиональной деятельности;
• проявление творческого педагогического потенциала педагога зависит от методического, технического оснащения учебно-воспитательного процесса;
• педагог должен уметь управлять своим эмоциональным психологическим состоянием и учить этому воспитанников, организовывать общение с ними как творческий процесс, не подавляя их инициативу и изобретательность, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации.
Слайд 7
Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе, для его развития необходимы определенные условия:
• влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического периода, в котором творит педагог;
• положительный эмоционально-психологический климат в коллективе, необходимый уровень развития научного знания в психолого-педагогической и социальной сферах;
• наличие адекватных средств обучения и воспитания;
• научная обоснованность методических рекомендаций и установок;
• материально-техническая оснащенность педагогического процесса;
• наличие общественно необходимого времени.
Воспитатель ДОУ постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования, развиваться и самообразовываться как личность и профессионал.
Слайд 8
Воспитатель ДОУ должен владеть знаниями:
• методологическими (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения);
• теоретическими (знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста);
• методическими (знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста);
• технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста).
Слайд 9
Творческий воспитатель - это профессионал, способный создавать в педагогическом процессе качественно новые материальные и духовные ценности. Он умело сочетает в своей педагогической деятельности стереотипное, придающее процессу устойчивость, стабильность, управляемость, инвариантность, с инновационным, продуцирующим вариативность, свободу, изменчивость.
Слайд 10
Работа воспитателя ДОУ характеризуется как деятельность, которой присущи интуиция, вдохновение, находчивость, изобретательность. Творческая деятельность воспитателя не может осуществляться по шаблону, поскольку неотъемлемыми ее компонентами является оригинальность, отход от штампов, неожиданность, умение действовать интуитивно, согласно обстоятельств.
Творческой личности воспитателя присущи особая педагогическая увлеченность, ясное понимание «сверхзадачи» педагогического труда - воспитания человека, нацеленности на оптимальные результаты его свободного и счастливого развития, глубокое уважение личности каждого ребенка, вера в его возможности. Педагогическая увлеченность - одна из важнейших предпосылок педагогического творчества. Велико значение глубокой и разносторонней эрудированности воспитателя, его общей культуры, начитанности, широты интересов. Вот почему развитие творческих качеств личности воспитателя невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного багажа, непрерывно пополняемого и углубляющегося.
Слайд 11
Сегодня я предлагаю вам проявить свое творчество и выполнить упражнение «Знакомство» Вам необходимо назвать свое имя и на первую букву имени сказать Какая вы?
Слайд 12
А теперь предлагаю вам пройти тест
Тест: «Каков ваш творческий потенциал?»
Инструкция: вам необходимо ответить на вопросы и затем проставить баллы, посчитать общее количество
Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант ответа и рядом проставьте баллы. В конце подсчитайте сумму баллов.
1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен?
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой Вы работаете?
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в будущем станете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
а) да, наверняка;
б) это маловероятно; в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание?
а) да;
б) часто думаю, что не сумею;
в) да, часто.
6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете?
а) да, неизвестное меня привлекает;
б) неизвестное меня не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства?
а) да;
б) да, но только если вам это нравится
в) удовлетворяюсь тем, чего успел добиться
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
а) да;
б) нет, я хочу научиться только самому основному
в) нет, я хочу только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда Вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;
б) решаете махнуть рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечивает.
11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боюсь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какого-то разговора Вы сможете вспомнить, о чем шла речь?
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не смогу;
в) запоминаю только то, что меня интересует.
13. Когда Вы слышите слово на незнакомом Вам языке, то сможете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения?
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время Вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) Вам безразлично, будете ли Вы один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие, только когда:
а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;
б) Вы более-менее довольны;
в) Вам еще не все удалось сделать.
16. Когда Вы один, то:
а) любите мечтать о каких-то вещах, даже, может быть, абстрактных;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с Вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем Вы находитесь;
б) только наедине с собой;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею, то:
а) можете отказаться от нее, если выслушиваете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Слайд 30
Обработка и интерпретация результатов.
Каждый ответ "а" оценивается в 3 балла, ответ "б" - 1 балл, ответ "в" - 2 балла. Таким образом – максимальное количество набранных баллов – 54.
До 21 балла.
Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооценили себя? Отсутствие веры в свои силы может привести Вас к мысли, что Вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
22-45 баллов.
У Вас средне выраженный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить, но у Вас есть определённые барьеры, тормозящие процесс творчества. Самый опасный из них — страх, особенно у людей,ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение — основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность. Во всяком случае, Ваш творческий потенциал позволит Вам творчески себя проявить, если Вы, конечно, этого пожелаете.
46 и более баллов. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разные формы творчества.
Слайд 31
Синквейн - быстрый инструмент для рефлексии. Он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
-А так как мы говорили о творчестве, о творческом потенциале учителя, то и темой синквейна будет учитель. (Участники составляют синквейны).
Слайд 32
Учитель
Душевный, открытый.
Любит, ищет, думает.
Много идей - мало времени.
Призвание.
Слайд 33
Задание дети воспитатель
Слайд 34
Предложения как развить творчество в коллективе
Расширять кругозор своих интересов
Делится новыми идеями и технологиями с коллегами
Идти от интереса ребенка (проекты и т. д.)
Организация РППС
Взаимодействие с родителями
Слайд 35
Свое выступление хочу закончить притчей.
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
-Господи! Это Ты! - воскликнула она с радостью.
-Да, это Я, - ответил Бог.
-А что у Тебя можно купить? - спросила женщина.
-У меня можно купить все,- прозвучал ответ.
-В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
-Как вы думаете, что было в коробочке? (После обсуждения открывается продолжение.)
-И это все! - воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
-Да, это все, - ответил Бог и добавил: - Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?
Наклонности, способности и таланты – это семена, которые Вы получили от Бога. Посеять семена, ухаживать за ростками и получить урожай – Ваша миссия, цель и смысл жизни.
-Мне кажется, что это и наша с вами профессиональная миссия! Мы должны создать такие условия, чтобы дети могли раскрыться, в полной мере использовать и развивать свой творческий потенциал.
Творческим потенциалом обладает каждый. Творить могут все, не зависимо от профессии, уровня материального достатка и возраста. Ограничений для раскрытия творческого потенциала не существует. Нужно лишь одно условие – стремление к развитию творческого потенциала своей личности.
С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение темпов развития, изменения и перехода на новый уровень. То ест, чем выше уровень творческого потенциала педагога, тем легче и быстрее он развивается, и, наоборот, на низких уровнях организации творчества темпы развития значительно ниже. Тем не менее, резервы (невостребованные ресурсы) развития творческого потенциала педагога таятся в нем самом. Только личное желание и стремление к росту позволит найти оптимальные пути их использования.