Мусалия Байгузина
Экологическая тропа в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Выступление на педагогическом совет
Тема: «Экологическая тропа в детском саду»
Выполнил:
воспитатель
Байгузина М. Ф.
категория первая
Туймазы 2021
Экологическая тропа в детского сада
Публикация «Экологическая тропа в детском саду» размещена в разделах
Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в н м жив т. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Вс это он может увидеть в природе, и вс это для него впервые, всё удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организации экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута. Экологическая тропа – это маршрут, проходящий через различные природные обьекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дети получают информацию об этих обьектах.
Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека.
Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.
Можно выделить следующие функции экологической тропы :
• познавательная,
• оздоровительная,
• развивающая,
• ознакомительная.
Цель: Создание условий для формирования у ребенка элементовэкологической культуры, экологически грамотного поведения в природе,гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Задачи:
Развитие познавательного интереса к миру природы, осознания ребёнком себя как части природы, чувства ответственности за её сохранность;
• Развитие познавательной активности в процессе деятельности в зоне экологической тропы;
• Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
• Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;
• Воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;
• Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого – развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
• Повысить экологическое просвещение родителей.
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию экологическую
тропу, которую можно создать внутри ДОУ, т. е. в помещении. Предлагаю просмотреть фотоматериал и слайды.
Экотропа в помещении - это остановки. Мы хотим вам представить некоторые из них:
- ПАЛИСАДНИК
- ДЕРЕВО «ВРЕМЕНА ГОДА»
- КОЛЛЕКЦИЯ СЕМЯН
- ВОДНЫЙ МИР
- СЕЛЬСКИЙ ДВОРИК
- САД КАМНЕЙ
Хотелось, чтобы остановки тропы были не совсем обычные, а позволяли детям экспериментировать и самостоятельно менять экспонаты.
Остановка
«ПАЛИСАДНИК»
На данной остановке дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений и садовых растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужна питательная почва (земля, вода, свет, тепло, воздух).
Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек.
При изучении комнатных и садовых растений у детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. Данный обьекттропы позволяет развивать у детей эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных и садовых растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения.
Дети охотно участвуют в пересаживании растений, посеве семян в землю, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы.
Остановка
ДЕРЕВО «ВРЕМЕНА ГОДА»
На данной остановке дети знакомятся с временами года, с сезонными изменениями в природе, учатся устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе.
Например: весной дерево расцветает, на нем появляются листья и цветы. Далее появляются плоды- это уже лето и т. д.
Здесь же находится хозяин тропинки - гномик. У него в корзинке находятся различные задания для детей. Например такое задание: гномик просит ребят сначала найти на ней все, что относится к живой природе, а затем –все, что является неживой. После этого он показывает на любой объект и предлагает детям доказать, что это живая (неживая) природа.
За правильные ответы сказочный герой дарит камешки, листики, то есть различные природные объекты.
Остановка
«КОЛЛЕКЦИЯ СЕМЯН»
Следующая остановка "Коллекцию семян" для изучения с детьми и их самостоятельного рассматривания.
В коллекцию вошли множество растений, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни, такие как яблоко, огурец, помидор, редиска, морковь и т. д. Карточки из коллекции можно использовать как в индивидуальной работе с детьми, так и в групповой работе на занятиях.
Коллекция предусматривает и свое дальнейшее пополнение новыми карточками, семенами новых растений. Помимо овощей и фруктов коллекцию можно дополнять и семенами цветов, высаживаемых на участке с детьми, например: петуния, астра, бархатцы
Остановка
"ВОДНЫЙ МИР"
Показать детям глобус. Обьяснить, что глобус -это модель нашей планеты Земля. Большая часть планеты покрыта водой. Это громадные океаны, реки, моря, озера. А кто же живет в водоемах: океанах, морях, реках, озерах?
На эти интересные вопросы дети найдут ответы посетив остановку «Водный мир»
Остановка
«СЕЛЬСКИЙ ДВОРИК»
С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и т. д.
Но человек одомашнил не только зверей – млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны. Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела.
Сельский дворик оформлен фигурами животных (лошадка,поросенок, корова и т. д., плетень, улий для пчел.
Остановка
«САД КАМНЕЙ»
Камни природного происхождения
А вы знаете, откуда берутся камни? Почему все камни разные, не похожи друг на друга? Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, т. е. минералы – это кристаллы. Если внимательно рассмотреть камень, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным или в полоску, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Натуральный камень – материал, проверенный веками.
С древних времен люди используют его в строительстве. Натуральный камень замечательно популярен и сегодня. К достоинствам природного камня относятся высокая прочность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Этот материал экологически чист, а некоторые его виды «умеют» даже оздоравливать атмосферу помещения.
Искусственные камни
Современные искусственные камни изготавливают в основном из белого высококачественного цемента, песка и различных добавок.
Искусственный камень не требует особого ухода, может прослужить не один десяток лет, не изменив своего цвета и фактуры. Искусственный камень – отличный материал, который применяется в строительстве или при создании интерьера дома.
Искусственному камню тоже присуща высокая прочность. В этом плане он имеет неоспоримое преимущество перед натуральным. Природный камень может иметь трещины, пустоты, сколы внутри (даже если внешне выглядит абсолютно целостным). Это в дальнейшем может привести к разрушению такого камня. Искусственный камень намного легче природного камня.
Остановка "САД КАМНЕЙ" постоянно обновляется и пополняетсяразличными экземплярами, которые приносят дети.
И в заключении хочется сказать, что экологическая тропа помогает детям в привитии экологической культуры. Особенность процесса экологического воспитания на тропе природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Природа - это то, что нас
С тобою окружает.
Я расскажу тебе сейчас
Какой она бывает.
Живой природой названо
Всё то, в чём жизнь живёт,
Что кормится по-разному,
Что дышит и растёт.
Относим без сомнения
К природе мы живой
Бактерии, растения,
Животных, нас с тобой.
А солнце, дождик проливной,
Луну, песок и снег
Всегда к природе неживой
Относит человек.
Природу нужно нам любить
И охранять всегда.
В гармонии с ней будем жить
Мы долгие года.